Интервью про съёмку на смартфоны с Mark Victorson

Для данного интервью я пригласил человека, протестировавшего массу современных смартфонов. Марк сам снимает на камеры Fujifilm X-H1 и X-T10, и в то же время проводит тщательные сравнения различных смартфонов между собой.

Мы обсудим массу технических нюансов. Надеюсь, это позволит вам больше разобраться в том, на что способны современные смартфоны и на что они по-прежнему не способны.

Содержание:

Айфон снимает лучше всех? А если последний?

— Что значит лучше? По каким критериям? По каким параметрам? Для каких задач? Если абстрагироваться, то у Айфона по стабилизации нет конкурентов. Причём т.к. позапрошлогодние айфоны продаются в качестве бюджетных, прошлогодние в качестве среднебюджетных, то Эпл заинтересована в том, чтоб подтягивать даже старые айфоны по качеству съёмки. Для дневной съёмки в режиме “поливаю не глядя” можно взять даже iPhone XR.

Если блоги снимать не думая, потом монтировать не думая, то он правда лучший. Но как только начинаешь интересоваться, а где здесь фиксируется баланс белого? Почему у меня кожа меняет цвет сама по себе? Где здесь управлять выдержкой? Почему у меня то стробит, то не стробит? Почему то? Почему сё? Весь кайф пропадает. К тому же, мне никогда не нравился эпловский цвет. У меня всегда кожа на него выходит морковно-поросячья, это никак не отключить.

При чём, в отличие от Андроида, где можно отключить ухудшайзеры и тупо снимать сигнал с матрицы, на Айфоне нельзя отключить шумодав в принципе, поэтому потенциал у Айфона раскрыть просто невозможно. Даже на среднебюджетный андроид-смартфон МОЖНО снять лучше, но нужно будет закупиться обвесом — гимбал, микрофон, накамерный свет, ND фильтр, нужно снимать в сером профиле, заморачиваться с ручным шумоподавлением на посте и т.д. Когда человек всем этим умеет заниматься, то снимать он будет явно не на смартфон… В итоге и выходит что с практической точки зрения люди считают лучшим Айфон. Но не потому что он снимает лучше, а потому что там куча вычислительной видеографии: купи и снимай, не нужно иметь никаких навыков в принципе.

По самому качеству выходного материала и потенциалу, к сожалению, Айфон — не лучший. Взять те же старые LG или последние топовые смартфоны Сони — они из коробки позволяют снимать в серых профилях, управлять цветом и снимать в полуавтоматическом режиме — с приоритетами выдержки или ИСО.

Сколько телефонов ты протестировал? Бюджетные тоже?

— На самом деле лично протестировал не очень много. В основном только самые популярные флагманы, причём т.к. живу в Китае, — в основном китайские.
 Бюджетные стараюсь не брать.

Где ты их берёшь? Договариваться с магазинами/производителями пробовал?

— Сначала я брал за свои деньги. Потом, после обзоров, обычно отправляю в СНГ.
 Из-за сложностей с монетизацией русскоязычного контента на Ютубе я стал продавать смартфоны из Китая в качестве способа монетизации канала. Но в розницу так, как я, много не продашь. Оптовых заказов на смартфоны пока ещё не удалось закрыть, т.к. мои каналы поставок не позволяют мне предложить конкурентную цену.

Есть ли реальное отличие между камерами и качеством съёмки флагмана/не флагмана одного года? Фото/видео.

— Если говорить об авторежимах, то да. И фото, и видео. Разница, на самом деле, хоть и с объективной точки зрения, минимальная, но её легко можно заметить, если смотреть на фотки на мониторе, а не на телефоне. Цветопередача, детализация, работа с шумами. Но энтузиасты не спят, изучают какие модули камер в какие смартфоны устанавливают. В некоторых недорогих смартфонах можно найти модули камер такие же что и во флагманах.

Маркетинг вынуждает производителя душить качество фоток. Но сектанты из МТСЛ (мой телефон снимает лучше) и кропоманьяки при помощи модов гкама, подбирая конфиги, могут получить более качественные фотки на слабенький смартфон, чем на флагман. До фотокамер это не дотягивает, т.к. сравнивая с камерой это как иметь один объектив на котором нельзя крутить диафрагму, поэтому ты всегда снимаешь одни и те же сцены, т.к. ничего иного с таким фокусным и при такой диафрагме смотреться не будет, но самолюбие такого мододела очень тешится — ведь он получил фотки лучше чем на флагман, при этом сэкономив денег. Сколько времени на подбор настроек тратится при этом, конечно, это уже другой вопрос.

Но гкамы (Google Cam) это всё-таки про фото. А по видео всё сложнее. Бюджетные смартфоны не могут снимать видео даже с хорошим сенсором, просто в силу слабых процессоров.

Что делает фото с телефона лучше: улучшенный объектив, матрица, процессор, ПО/алгоритмы обработки? Что больше влияет?

-Когда я слышу “лучше” меня просто клинит. Ну вот что лучше? Как можно сравнивать влоб, например, шарп Р6 и Р7 у которых только один объектив, с самсунгом с21у/с22у или виво х70про+/х80про, у которых по четыре? На сосунг можно снять то, чего не снять на Шарп, зато у Шарпа уникальная перспектива, которой не даст Сосунг 6.

Одни телефоны больше под видео, другие под фото?

-Да, как бы это странно не звучало. Если нужно только фото, то достаточно популярной бюджетки Сяоми с тонко настроенным правильным модом гугл камеры. А по видео Очень сильно зависит от того, что надо снимать. На некоторых смартфонах плохо пишется звук. На некоторых плохая оптическая стабилизация. У некоторых смартфонов очень неудобные интерфейсы. Потенциал разный и тд.

Сравнивал ли ты рав файлы с разных телефонов, есть ли принципиальная разница?

— Сравнивал. Принципиальной разницы нет. Качество рава находится в прямой зависимости от размера сенсора.

Что лучше: hdr видео или log видео?

— Вообще, на самом деле это, по идее, разные стороны одного и того же. И поэтому я бы сказал что с точки зрения обычного пользователя оба хуже. Оба нужно интерпретировать, оба нужно красить, в соцсети не загрузишь ни то ни другое, соцсети ведь не понимают расширенных цветовых пространств и шакалят такие видео. Хотя HDR можно смотреть на макбуках и некоторых телеках без монтажа, но чаще всего снятое в HDR видео смотрится правильно только на том смартфоне, который его снял. А вот у Сони например HDR пишется в HLG, оно, по идее, даже не требует особой интерпретации, в некоторых ситуациях может прокатить даже так. А для себя я предпочитаю логарифм.

Боке в видео в последних моделях — насколько успешно?

— На мой взгляд программное боке как на фото, так и на видео — фатальный бред, достаточно открыть такое видео на экране хотя бы ноутбука. Но хорошо что сенсоры смартфонов последних 2-3 лет стали крупнее — некоторые смартфоны могут на небольшом расстоянии выдать вполне натуральное оптическое боке.

Оптический зум в телефонах. Как работает, есть ли обман в этом?

Настоящий оптический зум есть только в нескольких смартфонах. Прошлогодний флагман сони предложил двухпозиционный перископ телеобъектив от 75мм до 105, а актуальный имеет уже настоящий оптический зум с 85 до 125, но это такое баловство, что практически никаких творческих возможностей это не добавляет. А на всех остальных смартфонах зума нет, есть тупо цифровой кроп с некоторыми ухищрениями типа склейки.

Расскажи про ИСО в телефонах

— Оно виртуальное. По сути, исо в принципе не существует. Гейн был раньше на ПЗС матрицах, теперь есть КМОП с имитацией гейна.

Смартфоны вытеснили мелко-сенсорные фотоаппараты? Дюймовочки, компакты, суперзумы. 


— Для ряда сценариев, да.

Твои ощущение от фото/видео на Fujifilm X-H1 («старая» кроп камера) против топовых смартфонов. 


— Я раньше был жутким фанатом съёмки на мобильник.
 
Теперь я понял, что по фото решают объективы. 
А по видео, решают руки. На смартфон почти не снимаю даже “для себя”, и речь не о мегапикселях.
 На камеру в 80% случаев снимаю фото в РАВ формате. Работаю в практически в полном авторежиме, не думая, потом на компе проявляю на свой вкус.

Смогут ли смартфоны вытеснить кроп? Будущее смартфонов.

— Да, по фото пейзажей на широкоугольные объективы 24мм. Однодюймовую 1” матрицу с таким фокусным мы увидели в Xiaomi MI 12S Ultra, в Шарпах фокусные пошире — 18мм.
 Но на смартфон не снять огромное количество сюжетов. И проблема в том, что снимая на смартфон, его владелец даже не догадывается о том, что он ограничен в возможностях. Хуже того, взяв в руки камеру в первый раз после пары лет съёмки на смартфон, я был в ужасе от того, что мне дали слишком много выбора. Слишком много выбора… Когда-то это было хорошо.

Стабилизация в x-h1? Почему используешь гимбал? Стаб в сравнении со стабом в телефонах.

— Для фото матричный стаб у фотоаппарата Fujifilm X-H1 годится. На видео — только для плавных проводок. Стаб в любом телефоне позволяет ходить. Тут ходить можно только с гимбалом. Я тут не очень искушён в этих делах, но из того, что я уже ощутил, — гимбал позволяет снимать огромное количество сюжетов, которые на смартфон не снять — проводки, облёты и тд, на смарт это сделать очень сложно.

Как быть, когда сделал обзоры на все смартфоны этого года?


— У меня вообще несколько рубрик. Китайцы иногда присылают мелкую технику. Я снял пару обзоров на разные гаджеты. У меня сейчас на очереди ролик с болью про макбук. Жене недавно купили планшет, про него тоже хочу снять, т.к. видел на него кучу обзоров, но именно о тех косяках с которыми мы столкнулись — инфы не видел. Можно ещё снимать про объективы. Можно про камеры. Техники всегда полно, не рассказанной инфы тоже. Главное ведь придумать как рассказать об этом так, чтоб это вписывалось в мою рубрику и в мой стиль.

Для чего ты ведёшь канал, есть ли цель?

— Вообще если честно — это хобби. Я вообще педагог. 
На самом деле, у меня нет какой-то конкретной цели типа “хочу миллион подписчиков”. Наверное, потому у меня и получается хорошо, т.к. я снимаю по настроению, монтирую по фану. В снимаемых мною роликах можно обнаружить, если смотреть их по очереди, что я учусь каким-то новым фишкам в монтаже. Мне очень тяжело даётся монтаж, но если придумать себе какую-то необычную задачу, то как раз прикольно решить её монтажом.

Подписывайтесь на ютюб канал Марка Викторсона

Статья от Марка — ГДЕ МОИ ПИКСЕЛИ!? Обман от производителей смартфонов