ГДЕ МОИ ПИКСЕЛИ!? Обман от производителей смартфонов

Автор статьи — Mark Victorson

«Нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради 300% прибыли», Карл Маркс.

Многие производители техники относятся к своим потребителям без должного уважения. Взять ту же Sony, которая из года в год, несмотря на коллективные жалобы, не устраняет косяки в своей технике — затворы цифровых камер, уже третье поколение выходящие из строя не дойдя до 10 тысяч кадров, перегревы камер и смартфонов при съёмке в 4к, тусклые дисплеи камер и смартфонов. Из-за наличия в их технике ряда востребованных нишевой аудиторией уникальных фишек альтернатив нет, но давайте пробежимся по тому, как нас обманывают.

И начнём с камер. Так как последние лет 5 камеры в смартфонах стали чуть ли не главной причиной обновлять смартфон каждый год, обман тут на каждом шагу.

  1. Разрешение матриц.
    1. Раньше для того, чтобы получать честное полноцветное разрешение, в камеры устанавливалось три ПЗС-матрицы с одинаковым разрешением, (3CCD), с тремя светофильтрами — R,G,B. Сведённая с трёх монохромных FullHD матриц итоговая картинка имела попиксельную резкость с честной цветопередачей. Насколько вы знаете, пиксели нормальных мониторов устроены из RGB-триплетов, таким образом, каждая точка, или пиксель, полноцветного изображения записывается тремя значениями, передающимися на соответствующие субпиксели в мониторе.

    2. Но после перехода индустрии на КМОП-сенсоры с фильтрами Байера, понятие пикселя стало размываться. Теперь за пиксель матрицы почему-то считают субпиксель.
    Если производитель указывает разрешение матрицы в 12мп (12 миллионов пикселей), то на самом деле это значит, что в такой матрице 3млн фотодиодов с фильтрами красного цвета, 3млн синего и 6млн зелёного. Чтобы итоговая картинка имела разрешение в те самые заявленные 12мп, нехитрый алгоритм, который называется “дебайеризация” при помощи примитивного математического предсказания дорисовывает картинку. По сути, это банальная нейросетевая интерполяция, хотя световой (люматической) — и было захвачено 12мп, уникальной цветовой
    (хроматической) информации захвачено только 3мп. Растянули 3мп цвета поверх 12мп света — и пользователи несут бабло производителям смартфонов.

    3. В какой-то момент крупные вендоры поняли, что так бессовестно обманывать аудиторию нельзя. Sony начиная с Xperia Z1 выпускали смартфоны с матрицами с разрешением в примерно 23мп, и настроили всё так, чтоб итоговые снимки имели разрешение в 8,5мп (как стоп-кадр из 4К видео). На тот момент это было довольно круто. Нокия тоже выпустила свои знаковые смартфоны 808 и 1020, в которых 5мп и 8мп картинки получались из 40мп, и до сих пор, десять лет спустя, они держат марку, выдавая несвойственную для смартфонов натуральную детализацию.

    4. Однако нужно двигаться вперёд. Раз многомегапиксельное старьё затмевает современные мобильники, а ПРЯНОСТЬ ДОЛЖНА ТЕЧЬ, были придуманы матрицы с квад, нона и гекса-байеровскими фильтрами. пикселиСуть вот в чём — допустим, у нас было 12млн светофильтров, и под ними было 12млн фотодиодов, но теперь под 12млн светофильтров засунули в 4 раза больше фотодиодов, и получилось 48мп. Благодаря алгоритмам фото могут иметь меньшее количество шума, но практика показывает, что 12мп камеры айфонов могут выдавать больший динамический диапазон, чем многомегапиксельные китайцы и корейцы, так же и 12мп камеры Сони по детализации в средних тонах не уступают конкурентам. И это уже не говоря о том, что оптика в смартфонах имеет физические ограничения — почитайте про диск Эйри — и по моим скромным прикидкам в среднем оптика смартфонов способна разрешить примерно 16-18мп, не больше.

    5. Самсунг выкатил 200мп. В реальных условиях там будут те же бессовестные три мегапикселя цвета. На текущий момент единственная фирма, которая отказывается обманывать своих покупателей и говорит о честном полноцветном изображении — это Sigma. У них есть линейка камер с матрицами Foveon, но и там всё, к сожалению, сложно.

  2. Индикация автофокусировки.
    После того, как я пересел на полноценную камеру, я понял, насколько же, всё-таки, далеко производители смартфонов готовы зайти, чтобы убедить мир, что камеры смартфонов имеют превосходство над системными камерами. В частности, распознание объектов в кадре и индикация автофокусировки — это дикая блажь. Из-за маленького размера установленных в смартфоны матриц гиперфокал начинается уже с полутора-двух метров. Это значит, что то самое оптическое боке получить можно, только снимая объект на расстоянии до двух метров, а выше — всё и так будет в фокусе. И, учитывая что основная камера в смартфонах обычно широкоугольная (23-26мм) и то, как большинство людей фоткает — с большого расстояния, с кучей свободного пространства по вокруг объекта съёмки, квадратик автофокусировки, отмечающий лица на фото, не служит никакой иной цели, кроме как тешить самолюбие. Потому что за движущимся квадратиком на экране никаких процессов фокусировки в самой оптике на самом деле не происходит. Следящая фокусировка нужна, когда зона резкости толщиной в пару сантиметров вместе с объектом движется на камеру или от камеры, а не слева направо… А бывает ещё хуже, когда человек таки знает правила композиции и пытается снять объект поближе, — квадратик на лице или глазах рисуется, а фото всё равно не в фокусе. Скорость фокусировки, точность и надёжность удержания объекта в фокусе — это три показателя, но производители предпочитают говорить только о скорости. Моя камера Фуджи, например, умеет фокусироваться быстро, но не очень точно, либо медленно, но надёжно, но пока пользователь смартфона не поснимает на камеру с большой диафрагмой, он не поймёт, в чём подвох. Но разбираться в этом всём не нужно — просто молча несите деньги за новенький смартфон и не жалуйтесь
    .

  3. Зум и фокусные расстояния.
    Многие люди не догадываются, что приближая картинку пальцами на экране смартфона, они получают не настоящий зум, а простую обрезку кадра. По большому счёту, можно снимать не зумя, а потом просто обрезать нужный фрагмент в галерее. В некоторых случаях алгоритмы склейки позволяют чуть улучшить детализацию при кропозуме: пару лет назад
    Google Pixel с одной камерой показывал очень неплохие результаты на 1.5х и даже 2х зуме, но это всё равно не то же самое что настоящие 35мм объективовы, как на ZTE Axon 40 Ultra или 50мм-объектива, как, например, на Xperia Pro-i или Vivo X70/80Pro. Мои любимый портретный диапазон между 50-100мм вообще в смартфонах представлен очень скудно — Айфон с 2х/3х, Самсунг в Ультра-версиях с 3х, Сони с 2х и 3х и Виво с 2х объективами. У того же Сяоми 12с Ультра огромная пропасть между 24мм и пятикратным зумом 125мм, и несмотря на 1” матрицу, двухкратный цифровой кропозум с неё не даёт такой же картинки, как портретный 50мм f1.6 1/2” с Vivo.

    Но всё это тараканьи бега. Камера Fujifilm за $300 с комплектным зум-объективом за $200 выдаст качество на порядок выше. В классическом диапазоне от 24 до 80мм фотоаппарат снимает с неизменно высоким качеством, при этом даже обеспечивая отделение от фона — бокешку, на расстояниях в 10-15 метров. Сравнивать с фотоаппаратами эти мобильные игрушки всерьёз может только совершенно несведущий человек. Небольшие габариты и малый вес современных беззеркальных камер уже давно позволяют их таскать с собой куда угодно, поэтому говорить о том, что мобильники, у которых хорошо снимает один, дай боже два модуля камер с фиксированными фокусными расстояниями, вытеснили камеры, на которые можно цеплять любые объективы и снимать абсолютно любые сцены в абсолютно любых условиях, пока, объективно говоря, не приходится.

  4. Разрешение дисплеев
    Тут почти та же ситуация, что и с матрицами камер. В
    IPS экранах, в основном, разрешение дисплеев считается по RGB-триплетам, а вот в OLED-экранах благодаря так называемому “пентайлу” разрешение дисплеев считается не по триплетам, а по зелёным точкам. У тех же самсунгов QuadHD — 1440p — на самом деле имеет полноцветное разрешение где-то в районе FullHD. Фанаты будут верещать, что экраны чёткие донельзя, но они просто не держали в руках смартфоны от HTC или LG с настоящими QHDIPS матрицами, которые дают гораздо более детализированную картинку, и от превышения разрешения человеческого глаза она кажется более мягкой, близкой к реальности, а не искусственно резкой за счёт обводки контуров. Бессовестный обман, если вы спросите меня. Но пипл хавает. А ещё есть такие технологии как RGBW (White Magic). Можно встретить в LG G7 и XZ2 Premium, когда к RGB-триплетам добавляются белые субпиксели, которыми контроллер экрана может управлять отдельно от цветных. При том что RGB-триплетов в экране XZ2P всего лишь 1920*1080, однако, если включать только белые пиксели построчно, то можно получить 1920 раздельных строк белого цвета, чередующихся 1920 строками чёрного цвета, в сумме 3840 строк, а это, мой дорогой друг, позволяет сертифицировать FullHD экран как 4K! Обман на каждом шагу.

  5. USB Type-C
    К сожалению, производители поспешили с выпуском
    USB Type-C. Нет какой-то единой сертификации. Сама форма разъёма и его спецификации — это две разные вещи, и поэтому можно выпустить даже usb1.0 со штекером Type-C, чем и пользуются китайцы — на большинстве китайских флагманов под Type-C на самом деле прячется usb2.0 — а это значит, что скидывать с Xiaomi Mi11 Ultra гигабайты записанных в 4к видосов на комп вы будете целый день, а если подключить его к телеку через переходник… Ничего не произойдёт. Более того, USB-Type-C кабели сами по себе это цирк, некоторые кабели могут передавать данные со скоростью до 40гбит/с, а некоторые вообще только для зарядки, причём некоторые поддерживают быструю зарядку — а некоторые нет, некоторые поддерживают USB 3.0, а некоторые — usb 3.2. А ещё есть Thunderbolt 3…недавно вышел Thunderbolt 4, и все они внешне выглядят одинаково, а по факту это совершенно разные вещи.

  6. Аудиовозможности и заявленные кодеки.
    Тут спрятана ещё одна беда. Наличие того или иного кодека ещё не гарантирует качество звука. Взять, допустим, смартфоны
    Sony с их фирменным кодеком LDAC. Смартфон Sony с наушниками Sony, поддерживающими елдак, почему-то звучать будет всегда лучше, чем другой смартфон, даже если он поддерживает этот самый кодек. Больше всего меня удивило звучание таких смартфонов как Honor и Huawei — на бумаге они поддерживают LDAC, а по факту их звучание в блютус-наушниках настолько уныло, что разницу услышала даже моя жена, которой до недавних пор было достаточно динамиков смартфона, настолько она не привередлива к качеству звука. И ещё одним интересным исключением являются блютус-лопухи Apple AirPods Max, которые, как выяснилось, выдают большую детализацию в звуке, чем наушники сони, несмотря на отсутствие всяких продвинутых кодеков LDAC, что лишний раз подтверждает, что наличие каких-то сертификатов на бумаге не гарантирует качества на практике.

  1. Диагональ дисплеев.
    В то время когда все дисплеи имели соотношение сторон в 16:9, ориентироваться в диагоналях было довольно просто. Но теперь, когда существуют 20:9, 20.5:9 и даже 21:9, показатель диагонали потерял какой-либо смысл. Можно сделать 7” экран шириной в один пиксель, и он, технически, тоже будет иметь диагональ в 7 дюймов, но судить о реальном размере дисплея или его площади по таким показателям решительно невозможно. Хотя площадь экрана можно было бы указывать и отдельно, но, видимо, это слишком сложно…или…народ быстро раскусит.

  2. Яркость дисплеев.
    Здесь тоже огромное количество спекуляций. В последнее время производители активнее двигаются к стандартизации, но я прекрасно помню когда что производители заявляли в рекламных материалах смартфонов яркость до 2000 нит, а потом выяснялось, что эти 2000 нит дисплей держит только в
    HDR видео, только на участках до 5% от площади всего дисплея, и только в течение пары секунд. К 14 айфону это, кстати, тоже относится. Так вот, несмотря на то, что подавляющее большинство смартфонов уже давно преодолело рубеж в 1000 нит с полного экрана, выяснять, на сколько же времени смартфона хватит на ярком солнце, пользователям приходится на практике.  И чаще всего результаты бывают очень неутешительными. Я бы даже сказал, иногда — смехотворными. Что с лицом, Sony? (Ты ничего не понимаешь, взрослые дяди в игрушки не играют).

Ну и под конец, чтобы добить последний гвоздь в крышку этого гроба, давайте зайдём к Сони на сайт и почитаем описания к их товарам. Например, акустическая система SS-CS3.

  1. Запись звука в форматах аудио высокого разрешения осуществляется с более высокой частотой по сравнению с записью на компакт-диски, что повышает качество и битрейт каждого звука. — Так и запишем — запись звука с более высокой частотой, чем у CD, повышает битрейт каждого звука. А ничего, что битрейт и частота измеряются у файла, а не у звука, да и вообще это две не зависящие напрямую друг от друга характеристики?

  1. Эта акустическая система оснащена динамиками с высоким звуковым давлением, которого мы смогли добиться благодаря снижению веса корпуса. — Видимо, это какие-то инопланетные технологии, ведь у них на звуковое давление динамиков, влияет не диаметр и мощность динамиков, а именно вес корпуса! Берём динамик, суём в более лёгкий корпус, получили большее звуковое давление! Так может вообще достать его из корпуса и держать в руках??

Что с этим делать и как противостоять — можно обсудить в Telegram-канале или в комментариях к видео.