Архив рубрики: статьи для фотографов

Cтатьи с информацией для фотографов: выбор объективов, обзоры камер, советы — как что лучше снимать

Видеокамеры для видео, фотоаппараты для фото? Перечень характеристик фото/видеокамер

Если для фотографии всё ясно — фотоаппарат для этого создан, то с видеосъёмкой существует некоторая неразбериха. Вроде бы и видеокамер много, но все снимают видео на ФОТОаппараты. В чём принципиальные отличия между этими устройствами?

Ниже приведён перечень характеристик фото/видеокамер для видеосъёмки.

Преимущества видеокамер:

  • бо́льшая кратность трансфокации (норма 13х и больше) по сравнению с фото-объективами
  • бо́льшая светосила у зум объективов (но значительно меньшие матрицы, что сводит преимущество на нет)
  • относительно малый вес и размеры (относительно и зависит от модели)
  • моторизированный плавный зум с возможностью регулировки скорости трансфокации (есть и на фотоаппаратах, но редко)
  • надёжный аф на видео (смотря с чем сравнивать)
  • нет дыхания АФ (кому это важно?)
  • стабилизация (раньше, но не сегодня)
  • хлр входы, полноразмерные hdmi, sdi разъёмы, кабели питания и другие подключения (актуально под узконаправленные задачи)
  • длительная автономная работа от одной батареи
  • монтажные кодеки, режимы 4:2:2  10 бит (сейчас и в фотоаппаратах)
  • в целом — эргономика и скорость работы — против глубины резкости и киношности (спорно)

Недостатки видеокамер:

  • маленький сенсор со всеми вытекающими последствиями
  • качество изображения на уровне смартфонов, а иногда и хуже
  • узкая направленность работы
  • относительно высокая стоимость

Преимущества фотоаппаратов для видеосъёмки:

  • качество изображения, близкое к кино-камерам
  • большие сенсоры, позволяющие снимать где-угодно и почти как-угодно
  • сменная оптика
  • мультифункциональность
  • компактность
  • относительно невысокая стоимость
  • широчайший ассортимент и разнообразие моделей

Недостатки фотоаппаратов для видеосъёмки:

  • элементы управления, предназначенные для фотосъёмки
  • ограничение лимита записи
  • малая ёмкость аккумуляторов
  • слабая работа со звуком
  • сложность с фокусировкой
  • нет нд фильтров
  • алгоритмы обработки изображения под фото — пропуск пикселей, алиасинг
  • роллинг-шаттер
  • необходимость использования дополнительных аксессуаров (пустышки, клетки, бат. блоки, ND-адаптеры)

Сферы применения видеокамер

B2B

  • студийные камеры для ТВ передач/сериалов/концертов/спортивных мероприятий
  • камеры для профессиональных трансляций
  • репортажные камеры

B2C

  • независимое видеопроизводство
  • камеры для домашних/блоггерских трансляций
  • репортажная съёмка
  • многокамерная студийная съёмка (интервью/передачи)
  • съёмка в путешествии
  • спортивные мероприятия

Сферы применения фотоаппаратов для видео:

  • всё вышеперечисленное
  • контент для тиктока, инстаграма
  • что-угодно ещё

нейросети и фотография

Нейросети и фотография

Нейросети и искусственный интеллект нашли широкое применение в создании и обработке фотографий. Нейросети уже используются для автоматической обработки и классификации изображений, распознавания объектов, устранения шумов и улучшения качества изображения.

Одна из областей, где нейросети активно применяются, — это генерация изображений. С помощью глубоких нейронных сетей возможно создавать новые изображения на основе имеющихся образцов. Например, нейросеть может обучиться генерировать реалистичные фотографии человека, животных или предметов.

Другой областью применения нейросетей в фотографии является обработка изображений. С их помощью можно улучшить качество изображений, уменьшить шумы, а также автоматически корректировать цветовую гамму и яркость.

Также нейросети используются для распознавания объектов и людей на фотографиях. Например, системы видеонаблюдения используют нейросети для автоматического распознавания лиц и идентификации людей по базе данных.

Нейросети в фотографии имеют широкий потенциал и будут продолжать развиваться в будущем, создавая новые возможности для автоматизации и улучшения качества изображений.

Но у этого феномена есть и негативные стороны.

Несмотря на то, что нейросети предоставляют новые возможности для обработки и улучшения фотографий, они также имеют некоторые негативные стороны, которые могут повлиять на профессиональных фотографов и индустрию в целом.

  • Во-первых, автоматическая обработка фотографий с помощью нейросетей может привести к потере оригинальности и индивидуальности фотографии. Если фотографы будут часто использовать готовые алгоритмы обработки фотографий, то все фотографии могут начать выглядеть похожими, что может уменьшить спрос на индивидуальные работы и повлиять на доходы фотографов.
  • Во-вторых, нейросети уменьшат стоимость фотографических услуг. Если алгоритмы обработки фотографий будут все более совершенствоваться, то это может привести к тому, что фотографы станут менее востребованы, так как большинство процессов будут автоматизированы.

Наконец, использование нейросетей для распознавания и идентификации людей на фотографиях может вызвать проблемы с конфиденциальностью и защитой личных данных. Если нейросети используются без надлежащих гарантий конфиденциальности и безопасности, то это может привести к утечкам данных и нарушениям личной жизни.

Таким образом, нейросети предоставляют как новые возможности, так и угрозы для такой отрасли, как фотография. Их использование должно осуществлятся с учетом потенциальных негативных последствий и в соответствии с принципами этики и конфиденциальности. Но это в теории, а как будет на практике — посмотрим.

P.S. Заставка к этой статье была сгенерирована в Stable Diffusion.

Дата написания 19/04/2023

объективы для свадеб

Какой объектив выбрать для свадеб?

Для профессиональной фотосъёмки свадеб наиболее подходящий объектив будет зависеть от личных предпочтений фотографа. Но зачастую для свадебной фотосъемки используются объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Особенно, портретные объективы.

Наиболее популярные объективов для профессиональной свадебной съемки:

  1. 85мм объектив – этот объектив является одним из наиболее популярных для портретной съемки. Он обладает широким отверстием диафрагмы (от f/1.2 до f/1.8), что позволяет создавать плавное боке (размытие заднего фона) и получать четкие портреты.
  2. 50мм объектив – это также хороший выбор для портретной съемки, поскольку он обладает более универсальным фокусным расстоянием, чем 85мм.
  3. 35мм объектив – если вы хотите захватить больше деталей в кадре, 35мм объектив может быть лучшим выбором. Он имеет более широкий угол обзора, чем 50мм или 85мм объективы. Больше подходит для общих планов.
  4. 24-70мм объектив – это универсальный объектив, который позволяет переключаться между различными фокусными расстояниями и снимать как портретные, так и групповые фотографии.

Кроме того, также рассматриваются объективы с большим фокусным расстоянием, например, 70-200мм объективы, для съемки церемонии и других моментов, когда необходимо снять объекты на дальних расстояниях. Однако, они могут быть не так удобны для портретной съемки, и требуют от фотографа больше места для маневра.

В итоге, выбор объектива для профессиональной свадебной фотосъемки зависит от многих факторов, и рекомендуется выбрать тот, который лучше всего соответствует вашему стилю и требованиям клиента.

canon ef 300mm f4l

Обзор Canon EF 300mm f4L без IS

В моём пользовании оказался Canon EF 300mm f4L, выпущенный в 1991 году. Это версия БЕЗ стабилизатора изображения.

В 1997 году была выпущена версия Canon IMAGE STABILIZER EF 300mm f4L, то бишь с оптическим стабом (IS). Стабилизация компенсировала 2 ступени экспозиции. По отзывам, с EF 300mm f4L IS можно получить резкие кадры с рук при выдержках около 1/60.

Помимо стабилизатора, относительно более новый Canon EF 300mm f4L IS получил минимальную дистанцию фокусировки 1.5 метра, в то время как предыдущий Canon EF 300mm f4L может фокусироваться только с 2.5 метров. Коэффициент приближения 0.13x  у EF 300mm f4L говорит о том, что крупно снимать мелкие объекты не выйдет. У версии со стабом EF 300mm f4L IS коэффициент приближения 0.24x, что конечно лучше, но все равно очень далеко от макро-оптики. К слову, у новых объективов Canon RF 600mm и 800mm f/11 IS STM тоже не очень с коэффициентом приближения 0.14x.

В данном обзоре пойдёт речь о более старом Canon EF 300mm f4L.

Внешне

Вес объектива 1165 грамм. Корпус металлический, белый, «профессиональный».

Мне по ощущениям объектив очень напомнил Canon EF 70-200mm f4L. Он чуть тяжелее, но не такой обременительный как Canon EF 70-200mm f2.8L или Canon EF 100-400mm f4.5-5.6L.

Бленда встроенная в объектив, выдвигается вручную. В комплекте идёт кольцо для крепления на штативную площадку.

На корпусе есть включатель/выключатель автофокусировки и ограничитель дистанции фокусировки от 2.5м или от 6м.

Про фокусировку

Фокусируется быстро, практически бесшумно.

Я пользовался объективом Canon EF 300mm f4L 1991 года выпуска на камере 2020 года Canon EOS R5. Совместимость отличная. Работают все коррекции изображения, автофокус очень хороший как на фото, так и на видео.

Надо сказать, что оптика вроде Canon EF 100-400mm f4.5-5.6L II или Canon RF 100-500mm f4.5-.7.1L будет фокусироваться ещё быстрее, но эта разница — уже больше в плоскости теоретической крутости и ваших личных ощущений. С позиции практических задач, на Canon EF 300mm f4L позволяет снимать спорт, животных и что-угодно. Промахи конечно могут иметь место быть, но с такими фокусными надо уметь работать. В данном случае, промахи будут виной фотографа, а не объектива.

Качество изображения

Мне объектив очень напомнил Canon EF 135mm f2L по картинке. Насыщенные сочные цвета, отличная детализация уже с открытой диафрагмы, плавнейшая бокешка, изображение получается очень объёмным. Для тех, кто снимал на 135mm f2L, думаю, всё будет понятно.

Резкость несколько улучшается с прикрытием диафрагмы, но не критично. Прикрывать диафрагму  на Canon EF 300mm f4L вы будете скорее для управлением грипом, чем для улучшения качества изображения.

Относительно обычных зумов с такими фокусными, у 300mm f4L мне лично бросается в глаза равномерность и однородность изображения. Эффект достигается за счёт равномерной резкости, минимальной дисторсии и высоком уровне общего контраста картинки.

Виньетирование есть, но едва заметно.

Единственное отличие от 135mm f2L — у Canon EF 300mm f4L иногда может проявляться хроматика. 135ка с ней справляется лучше. Но хроматические аберрации у Canon EF 300mm f4L не столь выражены, как например у Canon EF 85mm f1.8 или Canon EF 14mm f2.8L II. Они легко корректируются в Lightroom. При съёмке в JPG или на видео камера исправляет их автоматически, R5 видит этот объектив и применяет к нему профиль со всевозможными коррекциями. Наличие аберраций на видео я увидел, когда попробовал поснимать видео в RAW формате на R5, ведь там коррекции не применяются.

*кстати, этот объектив покрывает средний формат от Fujifilm.

Сфера применения

С этим сложнее. Данный объектив с большой вероятностью будет пылиться на полочке. Фикс на 300мм — штука очень специфическая и ему ещё надо найти применение. Снимать портреты на такой объектив, конечно, можно, но я бы не советовал по ряду причин. Поэтому давайте пройдёмся по реальным задачам для фикса 300мм с диафрагмой f4.

  1. Спортивная фотосъёмка. Это я считаю первостепенная задача для такой оптики. Она позволяет с расстояния в десятки метров выхватывать объекты и делать на них акцент за счёт хорошего приближения и отделения от заднего плана. f4 на таком фокусном расстоянии очень прилично размывает фон. При чём, даже на ощутимых расстояниях, что полезно, если нужно снимать футбол или гоночные автомобили, например. При чём, на полном кадре, с натяжкой, но можно на него снимать даже в помещении.
  2. Пейзажная фотография. Оптически этот объектив отлично годится для такой цели. Я снимал панорамы при f10 и получал буквально попиксельную резкость. 45 мегапикселей на Canon R5 тут отлично раскрываются. Недостаток — в отличии зума. Панорамы/пейзажи гораздо комфортнее снимать на зум объективы вроде Canon EF 100-400mm f4.5-5.6L USM II или Canon EF 70-300mm f/4-5.6 IS USM L. Но зумы дороже и менее светосильные — так что выбирать вам.
  3. Фотосъёмка птиц и диких животных. Можно, но фокусного расстояния зачастую не хватает. Особенно, если вы хотите снимать мелких птичек. Там хочется что-то в районе 600-800мм. Это можно исправить теле-конвертером х2, но у этого подхода тоже есть нюансы и ограничения. Конкретно для птичек я бы больше советовал похожий Canon EF 400mm f5.6L или новые Canon RF 600/800mm f11 STM.
  4. Шпионская фотосъёмка. Он слишком большой и белый для этого:) Лучше использовать Canon EF-S 55-250mm f4.5-5.6 STM для таких задач.

Я на этот объектив поснимал: велоскейтеров, серфинг, соревнования по дзюдо, птиц (статично и в полёте), пейзажи. Везде он радовал. С макрокольцами можно получить очень хорошее макро. Но только с макрокольцами, без них про макро тут и думать не стоит.

Итого

За те деньги, за которые можно купить этот объектив на барахолках, это — просто находка. С позиции качества изображения он будет радовать и приятно удивлять. Куда большая проблема — найти применение такому объективу. Многие продают Canon EF 300mm f4L, т.к. эти объективы зачастую просто пылятся на полках.

В умелых руках и при наличии подходящего объекта для съёмки, данный объектив будет очень мощным инструментом.

Почему новый X-trans на 40МП — отстой?

Правда лежит на поверхности. Любопытства ради, я сравнил, что Fujifilm пишет у себя на сайте про новый кроп-сенсор X-Trans 5 HR на 40мп и как они на том же сайте хвалят средний формат. Есть нюанс.

Fujifilm в открытую упоминают продвинутый алгоритм по увеличению разрешения на своих 40мп кроп-матрицах.

fujifilm x-trans 5hr

Иными словами, ЭТО — ИНТЕРПОЛЯЦИЯ, не настоящее разрешение, а программное.  Это — то самое, что я показывал в обзоре Fujifilm X-T5. Если взять Х-Т3 и увеличить разрешение в Lightroom, вы получите практически точно такие же 40МП, как вам выдают Х-Т5 или X-H2. Сравнение этих матриц — исключительно сравнение работы программной интерполяции. Реального дополнительного разрешения вы НЕ получаете на этих камерах. А то ж многие кричат — надо просто купить самый дорогой последний резкий фикс, который «раскроет» матрицу. Раскройте глаза. 40МП на кропе это — не здоровая история. Разрешение дутое и никакой новый/правильный объектив этого не исправит.

С другой стороны, если на том же сайте прочитать про сенсор у среднеформатного GFX 50s II, то там производитель наоборот хвастается ОТСУТСТВИЕМ ПРОГРАММНОЙ ОБРАБОТКИ сигнала с матрицы, что даёт невероятное качество и бла бла бла.

gfx 50s sensor

И тут Fujifilm абсолютно правы. Их среднеформатные камеры однозначно превосходят любой полный кадр по качеству фотографий. А вот их новый кроп-сенсор ничего не даёт относительно старых моделей в плане качества фото.

Суть в том, что Fujifilm даже не скрывают факта программного увеличения разрешения на своих кропах. А вот когда надо продавать средний формат, то программная обработка — это плохо, ай яй яй. Шах и мат, товарищи.

Что это значит для конечного потребителя? Что не надо вестись на маркетинг: вот куплю стекло за 1000$ на кроп с 40МП-матрицей и всё будет по-другому. Чушь. И производитель даже не сильно это скрывает, если вчитаться. Новые объективы у них действительно крутые, с этим я не спорю. Новая матрица на 40МП — чистый маркетинг и для фотографа внимания не стоит.

Как говорит Сонибой, большая МАТРИЦА решает. Хотя ему нормально так продают «кинокамеру» Sony FX30 с кроп-сенсором на 26МП, но это уже совсем другая история.