Архив рубрики: статьи для фотографов

Cтатьи с информацией для фотографов: выбор объективов, обзоры камер, советы — как что лучше снимать

fujifilm s5pro

Fujifilm S5 Pro — обзор от Олегаса

Fujifilm FinePix S5 Pro — зеркальный фотоаппарат Fujifilm в корпусе от Nikon D200. Здесь используются объективы с байонетом Nikon F-mount и система фокусировки тоже от Никона. От Fujifilm — матрица, процессор и меню.

В чём фишка Fujifilm FinePix S5 Pro?

Данная камера овеяна ореолом легендарности и уникальности, ведь здесь установлен особенный SuperCCD SR/SR II сенсор, который больше нигде не встретить. В современных камерах уже давно отказались от CCD матриц в пользу CMOS матриц. Подробней про особенности этой матрицы вы можете услышать в моём интервью с Аркадием Шаповалом в конце этой статьи.

пиксели fuji s5 pro

Мастистые фото-фетишисты приписывают этому сенсору магические способности — очень видит цвет так, как никто другой. Самые чистые цвета, самая крутая и уникальная цветопередача, недоступная больше ничему и никому.

У этой камеры такая цветопередача, что даже Чак Норрис не передаст цвет лучше, чем S5 Pro.

Примерно такая слава у данной камеры.

Что на самом деле?

Я выскажу своё субъективное мнение. Оценка цвета — дело очень субъективное. Я считаю, что Fujifilm S5 Pro снимает с очень корректным балансом белого и в целом с корректной цветопередачей. Цвета соответствуют тому, что вы видите в реальности без ухода в жёлтый (Canon) или розовый (современный Fujifilm).

При этом я хочу разграничить съёмку в JPG и RAW. Файлы на S5 Pro в JPG-формате меня нисколько не впечатлили. В камере есть масса настроек по их конфигурации, но я не сторонник накручивания джпегов. Так или иначе, они всегда будут уступать тому, что вы можете получить из RAW-файлов.

Примеры:

пример фото на fujifilm s5 pro

пример фото на fujifilm s5 pro

Если всмотреться в высветленные тени с приближением, то можно увидеть лабиринт:

fujifilm s5 pro raw тени

RAW-файлы у этой камеры хорошие. Они способны феноменально вытягивать информацию из светов. Вы можете наверняка вытянуть 3 ступени переэкспонированного неба. Я пробовал крутить 5 ступеней — до конца не тянет, но эта камера даже опередила Canon R5 в этом бессмысленном занятии.

Тени тянутся средне, но лучше более современного полного кадра — Canon RP.

При всём этом, камера выдаёт 12 мегапикселей, что очень скудно смотрится на 4К мониторе. Приближать такое изображение некуда. Детализация посредственная ввиду разрешения фотографии. При просмотре в веб-разрешении — отлично. Для инстаграма пойдёт.

Рабочие ISO низкие. ISO 2000 выглядит очень так себе. При этом меня больше напрягает не шум (который сильно выражен при этом значении),  а деградация цвета. На высоких ISO цвета теряют насыщенность и естественность, после чего восстановить их полностью уже нельзя. На современных камерах этот дефект отчётливо проявляется на значениях от ISO 6400. На S5 Pro гораздо раньше.

Ещё по поводу цвета…

Если вы хотите получить хороший цвет на фотографии, нужно думать не только о матрице, но и ещё о том, ЧТО вы снимаете и на какую ОПТИКУ вы снимаете. Если на S5 Pro надеть какой-то древний убогий зум вроде Tamron 28-75mm f2.8, не ожидайте сказки. Есть откровенно слабые по цветопередаче объективы. В моём тесте я использовал топовые объективы Nikkor 70-200mm f2.8 G и Nikkor 14-24mm f2.8 G. Но если прицепить туда же какую-то старую сигму или вышеупомянутый тамрон, сказочного цвета точно не будет.

По поводу цвета, меня приятно поразил Fujinon 50mm f1.0. Этот объектив даёт очень сочное, насыщенное и контрастное изображение. Такая картинка не снилась старому кропу S5 Pro от того же Fujifilm, что бы вы туда не цепляли…так что имейте в виду, качественная оптика не менее важна.

Чем открывать RAW файлы с Fujifilm S5 Pro?

Лучший вариант — Adobe Lightroom. Файлы открываются с приятной цветопередачей и очень хорошо тянутся.

Плохой вариант — Capture One. Файлы открываются в разрешении 6МП, плохо тянутся и имеют блеклые неестественные цвета.

В интернете есть один шутник, настоятельно рекомендующий родную программу Fujifilm Hyper-Utility HS-V3 как лучшую для работы с RAW-файлами с S5 Pro. Я не поленился, скачал эту программу с танцами с бубном установил её на Windows 10 и убедился, что это чушь полная. Над вами кое-то пошутил. Fujifilm Hyper-Utility HS-V3 открывает эти файлы примерно так же, как и Capture One, но при этом у программы очень убогий функционал и сильно устаревший интерфейс. Как это выглядит — смотрите в моём видеообзоре в конце статьи.

Ещё раз: лучший вариант для работы с RAW файлами с Fujifilm S5 Pro — Adobe Lightroom любой версии (желательно последней).

Fujifilm FinePix S5 Pro внешне

Это, как говорится некоторыми, — породистая цифрозеркалка. Корпус мощный, много кнопочек — будете чувствовать себя профессионалом. Эффект Бычка достигается с этой камерой очень быстро.

Резинки раздражающе отклеиваются — болезнь, характерная для Никонов. Настройка параметров по принципу «зажми и крути» — тоже от Никонов.

Экран на 200 000 точек (разрешение 547 на 365 пикселей) — просто ужасен. Оценить резкость фотографии нереально. Режим лайф-вью по факту нерабочий. На те времена это было круто, что он есть, но сейчас это — тихий ужас.

Процесс использования

Эта камера мне чем-то напомнила плёночные камеры. Здесь вы снимаете и не просматриваете материал. Качество экрана и скорость работы камеры не располагают к использованию дисплея.

Буфер записи у камеры очень маленький. Делаете несколько кадров и ждёте, пока они запишутся на CompactFlash карту.

fujifilm s5pro карта памяти

Автофокус приемлемый. 11 точек фокусировки с системой автофокуса, которая по-прежнему используется в младшей линейке камер Nikon вполне справляются со своей работой. Я даже поснимал спортивный репортаж на эту камеру. Хоть и реальная скорость съёмки 1,5 к/с к этому не сильно располагает, но, тем не менее, при прямых руках, это не останавливает.

Стоит ли покупать Fujifilm S5 Pro?

Моё мнение — твёрдное НЕТ. Данная модель стоит на барахолках дороже своих современников ввиду славы про уникально чистый цвет. Я согласен, что цветопередача хорошая. Но она НЕ уникальная. Тут я должен повторить избитую фразу — не камера снимает, а ВЫ. В данном случае я уточню, не камера делает цвет, а вы — при проявке RAW-файлов. Мне лично не нравится, как современные Fujifilm устанавливаются баланс белого на автомате. Я мог бы сделать вывод, что у них проблемы с цветом. Но это чушь. В Adobe Lightroom можно получить какой-угодно цвет с какой-угодно камеры. Нет никакой магии древней зеркалки 2006 года с волшебным цветом. Волшебный цвет вы можете сами сделать себе на любом фотоаппарате при обработке RAW файлов.

Про волшебные JPG я вообще говорить не хочу. Но всё же скажу. Моё мнение, что практически с ЛЮБОЙ камеры JPG файлы — это лажа. Исключение — разве что средний формат, там действительно всё здорово с динамическим диапазоном, цветовым диапазоном, объёмом и т.д. Но JPG-файлы с древнего кропа меня вообще не впечатлили. На меня легенда не сработала. RAW-файлы с S5 Pro мне понравились, но JPG — ни о чём.

При всё этом камерой очень неудобно пользоваться. Экран — просто ужас. Fujifilm S5 Pro мне напомнила современные камеры Sony — вроде как крутая матрица, но пользоваться этим совсем не хочется.

Резюме

Fujifilm S5 Pro опередила своё время. По динамическому диапазону не все современные камеры могут тягаться с «легендой». В 2006 году это был вообще сумасшедший прорыв. Но это не делает S5 Pro лучше. Есть товарищи, считающие, что чем выше динамический диапазон — тем лучше их фото/видео. Это идиотизм. Удобство использования важнее. Снимайте на современные камеры и не парьтесь — такой мой вердикт.

Fujifilm FinePix S5 Pro, как и всякая овеянная случами штуковина, привлекает своей предысторией. Покупая такую штуку, люди постоянно будут думать о том, как же там расположены октагональные субпиксели и о взаимодействии R-пикселей с S-пикселями. Забивая голову этой лабудой, человек пойдёт на барахолку выискивать вожделенную камеру. Если голову не забивать, то разрешение у камеры очень низкое, процесс пользования отвратительный, а цвет — накрутите с любой камеры в редакторе.

Мой видеообзор Fujifilm S5 Pro:

Интервью с Аркадием Шаповалом про Fujifilm S5 Pro:

Qoocam 8K — отличная камера для 360 видео и фото

Kandao Qoocam 8K — камера, предназначенная для съёмки фото и видео на 360 градусов. Такое видео ещё называют VR-видео или панорамным видео.

Суть в том, что вы можете выбирать ракурс, куда будет смотреть зритель после съёмки. Камера записывает изображение на 2 фишай объектива с 2 матрицами, потом на компьюетере это изображение сшивается в одну панораму, охватывающую всё пространство вокрус камеры на 360 градусов.

Внешний вид Qoocam 8K с обеих сторон:

qoocam 8k сбоку

Итоговую панораму можно получить в разрешении 8К 30 кадров в секунду или 4к 120 кадров в секунду. При этом, не стоит думать, что 8К разрешение — это много. В данном случае — это минимум, чтобы потом получить резкое видео.

Почему 8К — это мало?

Всё дело в том, что когда мы здесь говорим о разрешении, то речь идёт об исходной раскрытой панораме. Выглядит она следующим образом:

изображение на 360 градусов

Но в таком виде никто не будет смотреть это видео. Это лишь исходник, с которым вы будете потом работать. Когда вы выбираете какой-либо ракурс, то вы получаете кроп из общего 8К изображения. И кроп довольно существенный. Если вы захотите получить угол зрения в 90 градусов (эквивалент 24мм на полном кадре), то из исходного 8К видео вы получите лишь FullHD картинку. Поэтому, чем больше исходное разрешение, тем лучше.

Есть 2 варианта выложить 360-видео:

  • Загрузить на YouTube/Facebook как есть. Тогда люди смогут сами выбирать угол обзора и смогут крутить головой вокруг.
  • Смонтировать видео с выбранными ракурсами. Тут от вас потребуются навыки обработки и монтажа 360-видео со специальным программным обеспечением.

Пример первого варианта, видео как есть:

Как обрабатывать VR-видео с этой камеры, я рассказываю в своём видео-обзоре в конце статьи.

Программы, которые вам понадобятся для обработки панорамного видео:

➡️ Davinci Resolve — монтаж и рендер всего и вся
➡️ Qoocam Studio — первичная обработка исходника для дальнейшей работы
➡️ Reframe360 — бесплатный плагин для выбора ракурсов и анимации движения камеры в 360 видео.
➡️ Spatial Media Metadata Injector — утилита для выкладывания 360-видео на ютюб

Ещё на эту камеру можно вести трансляции на 360 градусов. Очень интересная и уникальная функция. Пример тут.

Об устройстве в целом

Камера Qoocam 8K компактная и хорошо собрана. Внутри есть система охлаждения, работающая довольно шумно (что по сути ни на что не влияет). У неё есть встроенная память 60ГБ, но также можно пользоваться SD-картами. Зарядка через USB-type C, аккумулятор встроенный.

Мне лично для установки Qoocam 8K очень нравится штатив AOKA, позволяющий как ставить камеру стационарно, так и использовать её в руке, как селфипалку.

AOKA QOOCAM 8K

Из аксессуаров можно порекомендовать чехол для подводной съёмки. Его хватает для погружений до 30м. Такая камера будет очень интересна для демонстрации подводного мира.

Видеообзор Qoocam 8K с примерами обработки 360-видео:

canon rf 100-500mm f4.5-7.1

Обзор Canon RF 100-500mm F4.5-7.1 L IS USM — ещё длиннее

В августе 2021 года был выпущен супер-телевик для беззеркальных полнокадровых фотоаппаратов Canon — Canon RF 100-500mm F4.5-7.1 L IS USM.

Фишка данного объектива в расширенном диапазоне фокусных расстояний. Давно стал привычным классический Canon EF 100-400mm f4.5-5.6L USM. Здесь же нам накинули ещё 100мм и объектив стал ещё более дальнобойным, что не может не радовать.

При этом, по габаритам он практически не отличается от 100-400мм:

canon ef 100-400 vs rf 100-500

По весу они тоже похожи.

  • Canon RF 100-500mm F4.5-7.1 L IS USM весит 1,530гр (1370гр без лапки для штатива)
  • Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM весит 1,616гр (1,550гр без лапки для штатива)

Как изменяется диафрагма в зависимости от фокусного расстояния у Canon RF 100-500mm F4.5-7.1 L IS USM:

  • 100мм f4.5
  • 200мм f5.0
  • 300мм f5.6
  • 400мм f6.3
  • 500мм f7.1

У Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM диафрагма изменяется так:

  • 100мм f4.5
  • 200мм f5.0
  • 300мм f5.0
  • 400мм f5.6

Как можно увидеть, новинка получила больше фокусных расстояний, но по ходу немного потеряла светосилы. Стоит отметить, RF 100-500 размывает фон чуть слабее, чем EF 100-400mm.

Что касается оптических качеств, то Canon RF 100-500mm F4.5-7.1 L IS USM можно сказать идеален. Резкость отличная по всему полю кадра при любых фокусных расстояниях. Явных хроматических аберраций я не заметил (неявные можно искать до бесконечности). Впрочем, тоже самое можно сказать и о второй версии Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM, он тоже идеален по картинке. Первая версия 100-400мм — спорная, вторая — можно сказать безупречная.

Автофокус и там и там молниеносно быстрый и цепкий.

Итого

Canon RF 100-500mm F4.5-7.1 L IS USM — объектив нелёгкий и немаленький. Тем не менее, он весьма удобный в работе. Диапазон фокусных большой, 5-кратный зум — это ощущается. Работать с фиксами с похожими фокусными гораздо тяжелее.

При этом, никаких компромиссов по качеству изображения. Компромисс только в стоимости, ведь второй Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM даже с RF-EF переходником обойдётся ощутимо дешевле, чем беззеркальная новинка.

Обзор Canon RF 600mm f11 STM и Canon RF 800mm f11 STM

прошивка для canon r5 1.4

Прошивка для v1.4.0 для Canon EOS R5

18 августа 2021 года произошло судьбоносное событие — вышла новая прошивка для камеры Canon EOS R5.

С полным списком обновлений вы можете ознакомиться на сайте Canon.

Что интересного в новой прошивке?

Прошивка практически полностью ориентирована на видеографов. Обновление встроенного ПО для Canon EOS R5, версия 1.4.0, среди прочего дало две приятные возможности:

  • теперь возможно писать видео одновременно сразу на 2 карты (кроме RAW-видео)
  • теперь возможно писать 8К RAW видео по HDMI на рекордер Atomos Ninja V+ в формате ProResRAW.

Очевидно, что обновление прошивки будет актуально не для всех, но факт улучшений очевиден.

Подробней в моём видеообзоре:

Также читайте о предыдущей прошивке v1.3 для Canon R5

обзор Fujinon XF 50mm f1,0 R WR

Обзор Fujinon XF 50mm f1.0 R WR

Мне на обзор попал объектив с уникальной диафрагмой f1.0. В мире всего два автофокусных объектива с такой светосилой — Canon EF 50mm f1.0L (1989-2002) и Fujinon XF 50mm f1,0 R WR (2020). Полнокадровый Canon EF 50mm f1.0L уже давно снят с производства и стоит бешеных денег на барахолках. Fujinon XF 50mm f1,0 R WR — кроп объектив, выпущенный в 2020 году и предназначенный для использования на камерах Fujifilm с байонетом X-mount. Вряд ли вы ещё куда-то сможете его прицепить…

Выглядит это чудо фото-техники следующим образом:

Итак. Fujifilm XF 50mm f/1.0 — немаленький и нелёгкий фикс объектив. Его можно сравнивать по габаритам и весу (845 грамм) с полнокадровыми Sigma ART. Но по изображению он мне понравился больше. Очень приятная цветопередача, супер-насыщенные цвета и в то же время хорошая проработка деталей. Придираться не к чему, этот объектив превосходит любые ожидания касаемо качества изображения. Проблемы только в цене и весе. Если вы готовы таскать недешёвый бочонок под килограмм весом на кроп камере ради невероятных портретов — берите не думая.

Примеры фото на Fujifilm X-S10 +  Fujinon XF 50mm f1.0 R WR:

Бокешка кремовая, мне больше всего напомнила объективы 85mm f1.2 на полном кадре. Кстати, 50мм f1.0 на кропе эквивалентно по грипу 75мм f1.4 на полном кадре. Это значит, что фон будет размываться очень не слабо. А если отойти подальше, то можно даже снимать группы людей и они будут в фокусе. Важно — с какого расстояния вы будете фотографировать. Если снимать совсем крупно, то и нос человека может быть нерезким. Но на 50мм я бы не советовал так делать.

Автофокус работает быстро, хотя когда вы держите этот объектив в руках, вы чувствуете движение линз внутри. Есть едва слышимый звук фокусировки, напомнивший мне по звучанию работу матричных принтеров.

Подробней смотрите в моём видеообзоре Fujifilm XF 50mm f/1.0 R WR:

Также рекомендую недорогой фикс с похожей светосилой — ttartisan 50mm f1.2 — но без автофокуса.