Летом 2021 года вышел объектив Canon RF 100mm f2.8L IS Macro. Учитывая, что предыдущая EF версия была выпущена в 2009 году, возникает вопрос — многое ли поменялось за 12 лет? В своём видеообзоре я отвечу на этот и другие вопросы.
Если коротко резюмировать, то главным нововведением является кольцо SA Control (от -5 до +5). SA расшифровывается как Spherical Aberrations. С помощью этого кольца вы можете управлять эффектом софт-фокуса и менять характер бокешки.
В целом, оба объектива очень резкие. Я нашёл небольшие отличия по краям на f2.8. Новая RF версия по краям на открытой оказалась резче. Во всём остальном они идентичны.
Ради качества изображения апгрейдится точно не стоит, т.к. у EF 100mm f2.8L IS Macro оно уже практически идеальное.
Новый RF объектив стал несколько больше и чуть тяжелее. Внешне эти два макрообъектива выглядят следующим образом:
Объектив Canon EF 50mm f/2.5 Macro довольно редкий. Это наименее светосильный фикс из линейки Canon EF. При этом, он ещё и из самых древних — год выпуска 1989. Тем не менее, он меня порадовал куда больше, чем более новый неродной Meike RF 50mm f1.2.
Внешне
Canon EF 50mm f/2.5 Macro имеет корпус из пластика, но выдвигающийся стакан из металла. Конструктив откровенно устаревший. Фокусировка медленная и жужжащая. На Canon R5фокус на видео практически не работал.
Оптические свойства
Объектив всегда очень резкий по центру. Резкость по краям получается начиная с f5.6. На открытой по краям имеется свечение, подобное Canon EF 50mm f1.4 на открытой. Боке очень приятное по рисунку, но хорошо проявляется при фокусировке на близких объектах. Светосила f2.5 всё-таки даёт о себе знать. При съёмке на некотором отдалении фон не будет сильно размыт.
Коэффициент приближения 1:2 позволяет снимать довольно близко. С этим объективом вы сможете ощутить прелести макросъёмки. Но всё же более длиннофокусные объективы вроде Canon EF 100mm f2.8L Macro дают возможность снимать ещё крупнее с коэффициентом приближения 1:1 или 1:1.4 у RF 100mm f2.8L Macro.
Как ни странно, мне этот объектив понравился для портретной съёмки ввиду приятного рисунка. Цвета насыщенные, контраст низкий. Имейте в виду, что размывать фон он будет слабее всех других полтинников от Canon.
Примеры фотографий
Панорама, склеенная из ~20 кадров на Canon EF 50mm f/2,5 Compact Macro
Чем интересно это изображение, что мы здесь имеем перспективу от 50мм, но охват кадра как на сверхширокоугольнике. Получить такую радость можно, сделав серию фотографий по вертикали и горизонтали, а потом сделать слейку в Lightroom или PtGui.
Видеообзор в сравнении с другими объективами на 50мм
Рекомендую также посмотреть на недорогой, но очень удачный, макро-объектив для кроп-беззеркалок TTartisan 40mm f2.8 Macro.
Meike RF 50mm f1.2 — полнокадровый мануальный объектив для беззеркалок Canon. Также выпускается для байонетов Sony E Mount, Nikon Z mount, Canon EF Mount.
Внешне это полностью металлический хорошо собранный объектив.
Кольцо диафрагмы не имеет физических делений, вращается плавно. Понравится видеографам. Кольцо фокусировки тоже очень плавное, но имеет относительно короткий ход вращения около 90 градусов.
Диаметр фильтров 67мм. В комплекте поставляется пластиковая лепестковая бленда, которая мало на что влияет.
Примеры фотографий на Meike 50мм f1.2:
Оптические качества
Meike 50мм f1.2 не поражает резкостью. На открытых диафрагмах изображение откровенно мягкое, из-за чего фокусироваться руками порой довольно сложно. Хорошая резкость наблюдается при f5.6-f10.
Любопытно, что на минимальной дистанции фокусировки (65см) этот объектив немного опережает Canon EF 50mm f1.2L по детализации. Но вот уже с расстояния 2-3 метров родной полтинник показывает лучшие результаты на любых диафрагмах в любых частях кадра. МДФ 65см — это довольно много для полтинника. На этот объектив неудобно снимать небольшие предметы.
Боке у объектива очень нейтральное, без характерного рисунка. На открытой диафрагме боке неприятно двоится. Стоит чуть закрыть до f1.4, как двоение исчезает. Внутри кружков боке есть хорошо заметные луковые кольца.
У объектива довольно низкий контраст. Цветопередача уходит в холодный оттенок относительно родной оптики. Светопропускающая способность (T-Stop) несколько ниже, чем у родного EF 50mm f1.2L. На открытых диафрагмах сильное виньетирование, которое делает все изображения без коррекции довольно тёмными.
При f1.2 наблюдается масса различных аберраций. Наиболее характерное отклонение — оранжевые засветы от боковых источников света. Бленда не помогает. Можно прикрыть рукой источник света или закрыть диафрагму.
Резюме
Объектив специфический и на любителя. По оптическим свойствам это полный провал. Он откровенно слабый. Но, как это нередко бывает, недостатки могут превращаться в преимущества. Оптические косяки можно использовать для получения необычных художественных эффектов. Объектив понравится тем, кто ищет что-то необычное для творческих съёмок.
Стоит также не забывать, что родная оптика с аналогичными параметрами стоит примерно в 3 раза дороже. Здесь же вы получаете полнокадровый сверхсветосильный объектив по относительно небольшой цене.
Fujian 35mm f/1.7 — объектив из камер наблюдения, адаптированный для использования на беззеркальных фотоаппаратах с APS-C матрицами или на микре 4/3.
В названии объектива фигурирует аббревиатура CCTV (Closed-circuit television), что подразумевает камеры видеонаблюдения. Но предприимчивые китайцы продают его на AliExpress по 20 долларов (под брендом Risespray).
Для того, чтобы адаптировать его на ваш фотоаппарат, в комплекте идёт резьбовое крепление на байонет камеры. Можно купить для Canon EOS M, Fujifilm X-mount, Sony E-mount (C-NEX), Micro 4/3. Я протестировал это чудо на Sony A6400.
Как вы можете догадаться, автофокуса здесь не будет. Его нужно будет крутить руками. И делать это непросто, ведь объектив обладает посредственной резкостью, а камера Sony A6400 обладает не менее посредственным экраном и управлением.
На камере выглядит стрёмно.
О качестве изображения
С технической точки зрения оно отвратительное. Объектив не предназначен для фотографии. Более того, он не рассчитан на работу с кроп-матрицами. Он покрывает APS-C матрицу и виньетирование не сильно ощутимо, но вот резкости по сторонам нет. При чём, я пишу по сторонам, а не по углам. Эффективное покрытие у него в районе матрицы микра 4/3, там нерезкие участки просто будут обрезаны.
При f5.6 резкость по центру вполне приличная. На открытой f1.7 резкость не сильно наблюдается, зато есть интересное боке, ради которого и можно рассмотреть покупку такого нестандартного объектива.
Примеры боке на Fujian 35mm f/1.7
Приятная новость — он умеет закручивать бокешку, как Гелиосы. Но стоит при этом дешевле и имеет более широкий угол относительно большинства аналогов.
Ещё у объектива хорошие макро-возможности, чему способствуют макрокольца в комплекте. Детализация при макросъёмке очень слабая, но есть БОКЕ и рисунок.
Показываю примеры с бокешкой, т.к. снимать этим объективом на бесконечность неинтересно. Можно, но просто нет смысла.
Подробней про Fujian 35mm f/1.7 смотрите в моём видеообзоре:
Canon EOS M50 (она же Canon EOS Kiss M) — очень популярная камера как у нас, так и в Японии. Это компактный фотоаппарат с APS-C сенсором, позволяющий снимать в различных условиях. В этой статье пойдёт речь о выборе оптики для этой крохотной тушки.
Одно из преимуществ фотоаппаратов Canon состоит в широчайшем выборе оптики по очень доступным ценам.
Фотоаппараты Canon M50, M6 Mark II, M100, M200 и другие из M серии имеют байонет EF-M. Это крепление рассчитано на работу с беззеркальной кроп-оптикой. Для других объективов понадобятся переходники.
«Родными» объективами для этих камер будут следующие модели:
Canon EF-M 11-22mm f/4-5.6 IS STM
Широкоугольный объектив для пейзажной/интерьерной съёмки. При слабом освещении понадобится штатив.
Canon EF-M 15-45mm f/3.5-6.3 IS STM
Компактный штатный (китовый) объектив. Годится для широкого круга задач. При слабом освещении, опять же, потребует штатив.
Canon EF-M 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM
Китовый объектив, аналогичный предыдущему. Но чуть менее широкий (18мм против 15мм) и чуть больше приближает (55мм против 45мм). Я бы остановился на 15-45мм, плюс он более компактный.
Canon EF-M 18-150mm f/3.5-6.3 IS STM
Универсальный супер-зум. Очень сильно приближает/отдаляет. В путешествиях будет интересным вариантом. Учтите, это один из «тёмных» объективов с низкой светосилой. Будет хорошо работать в яркую солнечную погоду. Практически не годится для вечерних съёмок.
Canon EF-M 55-200mm f/4.5-6.3 IS STM
Компактный телевик. С таким объективом можно поснимать птичек, поприближать отдалённые объекты. Тоже тёмный.
Canon EF-M 22mm f/2 STM
Супер-компактный светосильный штатный фикс-объектив. С таким объективом вы сможете снимать с рук даже вечером. Светосила f2 — это очень хорошо. Но нет зума, так уж работает физика.
Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM
Макро-объектив со встроенной подсветкой. С ним можно будет делать интересные кадры очень крупным планом. Кстати, по поводу макрообъективов есть хорошая статья.
Canon EF-M 32MM F/1.4 STM
Стандартный супер-светосильный фикс-объектив. Почти аналог 50мм f1.8 на полном кадре. С f1.4 можно снимать практически при любом освещении. 32mm f1.4 позволит снимать поясные портреты с некоторым размытием заднего плана.
Стоит сказать, все эти объективы оптически очень достойные. Выбор зависит от характера использования.
Но имейте ввиду, что это не исчерпывающий список объективов, которые можно использовать на Canon M фотоаппаратах.
Также вы можете приобрести любой из объективов Viltrox (выпускаются под различные байонеты, Canon EF-M в том числе). Или же адаптировать зеркальные объективы Canon EF через простой адаптер или спидбустер. При этом будет сохраняться весь функционал и автофокус.