В своей предыдущей статье я объяснял, почему постмодернизм сегодня касается каждого. Даже, если вы далеки от искусства, постмодернизм уже окружает нас всех и также касается всех.
Здесь я продолжу анализ этого культурного феномена.
Про «модернизмы»
Постмодернизм не появился ниоткуда. Уже само название содержит в себе предыдущее направление — модернизм.
Слово «modern» практически во всех европейских языках означает «современный». Такой же и характер всех этих течений — желание быть современными. Любая культурная эпоха приходит на замену старой ввиду необходимости перемен. Так устроено наше общество, оно должно быть в движении. Статика надоедает. Даже хорошая, добрая, правильная и разумная — рано или поздно она сменяется другим течением. Но общая черта всех модернов — ощущение культурной переполненности. Ощущение того, что всё уже было сказано до этого.
Модерн переосмысливает классику, постмодерн переосмысливает модерн, а метамодерн балансирует между модерном и постмодерном.
Разобраться в этом вопросе мне, среди прочего, помогли лекции Анны Виленской и Юлии Казанцевой. В музыке повторяется тот же принцип, что и в изобразительном искусстве:
художник так видит -> композитор так слышит
Если вам кажется, что вы слышите какафонию, то проблема в вас, т.к. вы не поняли посыла.
Постмодернизм это ещё и про обман и подмену понятий. С одной стороны, у нас тут всё так весело, иронично и нестандартно, а с другой — действует незримый императив — «зритель, ты ничего не понимаешь, это искусство».
Процитирую оправдание додекафонии и атональной музыки из вышеупомянутого видео:
Музыка — не для удовольствия. Кто сказал, что музыка — для удовольствия? Музыка может дать гораздо больше. Стоит попробовать понять. Ведь это — интересный и уникальный эксперимент.
Девушка, говорящая эти слова, искренне верит в это. Значит, «искусство» сработало. Выходит такая же история, как и с Чёрным квадратом. Хотите вырваться вперёд в гонке — выйдите за рамки соревнования, не пытайтесь обогнать соперников, задурманьте головы судьям и победа ваша.
Что может дать атональная музыка? Зачем терпеть это? Чтоб ощутить ужасы той эпохи? 1920-е годы — время весёлого джаза. Люди всегда от музыки хотели эмоций и удовольствия, особенно в тяжёлые времена. А додекафония — искусственный продукт, искусственно продвигавшийся в интеллектуальных кругах и там и оставшийся. Но это — лишь один из этапов зарождения постмодернизма.
Я привёл примеры из музыки. Можете послушать, что такое додекафония на ютюбе ради более полного понимания ситуации. Дальше пойдём по теории и философии постмодернизма.
Исторические предтечи
Постмодерн не уникален. Он во многом совпадает с предыдущими течениями, бывшими актуальными параллельно или незадолго до него.
К родственным направлениям в философии стоит отнести:
- Релятивизм
- Скептицизм
- Нигилизм (в том числе этический)
- Деконструкцию
- Софизм
Постмодернизм жонглирует понятиями. Он может делать из них коллаж, иронизировать над ними, выходить за какие-угодно рамки, разрушать старые идеи — по сути, что угодно. Но от анархии его уберегает софизм, который утверждает, что доказать можно что угодно — даже ложное утверждение. Поэтому, в рамках постмодернизма можно легко отказаться от старого и обосновать что-угодно новое.
Приведу пассаж, который, прибегая к софизму, уничтожает ценность науки:
Реальность, знание и ценности создаются при помощи дискурсов; следовательно, они могут изменяться под их влиянием. Это означает, что дискурс современной науки, когда он рассматривается не с точки зрения его собственных доказательных стандартов, имеет не большее право на истину, чем другие альтернативные стратегии, такие как астрология и колдовство.
Интересное замкнутое умозаключение. Попробую его упростить и перефразировать.
Знание образуется в процессе коммуникации между людьми. Следовательно, посредством этих же коммуникаций знание можно и изменить. /Логично/ Далее. Если рассматривать идеи современной науки вне её же системы доказательств, то она лишается своей доказательной базы и становится аналогичной колдовству и астрологии. Тут уже сложнее.
Чтобы увести читателя в ложное направление, достаточно ловко подменить/испортить один тезис, и вся математика повествования пойдёт в другую сторону.
Что же подменили подменили в том абзаце?
Наука, в отличии от философии, опирается не только на идеи и рассуждения, но и на реальные факты, данные исследований и практические наблюдения. Нельзя так взять и сказать — давайте отбросим доказательные стандарты науки (так как они являются её же частью, а потому не объективны).
Доказательные стандарты упираются в физическую реальность, которую нельзя так просто взять отбросить и не рассматривать вообще. Но в упомянутом пассаже читателю навязывается некий дискурс, который должен его увести в сторону нигилизма с целью обесценивания науки как таковой. При чём, в данном случае, это — не скептицизм (который всё подвергает сомнению, но стремится к истине), а именно нигилизм (который полностью и безоговорочно что-либо отрицает).
Для того, чтобы разобраться только в одном абзаце, мне понадобилось приложить немало усилий и подробно это проанализировать. Вот он, — постмодернисткий софизм. А с моей стороны — скептицизм по отношению к постмодернискому дискурсу. Но чаще всего такую муть просто принимают на веру в виду красоты и умности изложения.
Процитирую другие источники, которые хорошо описывают суть постмодернизма
Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…такие понятия как «справедливость» или «правота» утрачивают свое значение…» источник
Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные, идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. источник
Про плюсы и минусы постмодернизма источник
Достоинствами постмодерна являются:
- критическое отношение даже к «очевидным» положениям,
- прозорливость,
- свобода мнений и творчества.
Недостатки постмодерна:
- отсутствие «стержня» в виде принципов,
- децентрализация жизни.
Будучи иррациональным учением, постмодернизм почти не даёт ответов, как человеку следует найти своё место под Солнцем (и следует ли вообще искать это место).
Итоги от себя
Я считаю, постмодернизм — несамостоятельная и временная культура. Это — культ ироничной энтропии, это — скрытая пропаганда хаоса и свержения старых ценностей.
При этом, постмодернизм не даёт конкретных ответов на важные вопросы (как писалось выше). Что это значит? Что это — пласт культуры и философии, являющися лишь подготовительным к следующему.
На замену постмодернизму приходит метамодернизм. А это — уже тема для отдельного разговора.
Ссылка на первую часть: История, критика и значение постмодернизма в 2022
Также читайте: Метамодерн — откуда пришёл и куда идёт