Архив рубрики: статьи для фотографов

Cтатьи с информацией для фотографов: выбор объективов, обзоры камер, советы — как что лучше снимать

среднеформатная камера fujifilm gfx 50s с объективом 110мм

Обзор возможностей среднеформатной камеры Fujifilm GFX 50S

Fujifilm GFX 50S — одна из немногих камер, которую мне не хотелось возвращать после теста. Она у меня пробыла неделю и был очень доволен как удобством использования, так и картинкой, которую вы получаете на сенсоре непривычно большого размера.

В моём распоряжении были объективы: широкоугольный GF 23mm f4, стандартный 45mm f2.8 и портретный 110mm f2 — так сказать, святая троица фокусных расстояний. Это полнокадровые эквиваленты 18мм, 35мм и 85мм. С таким набором можно снимать почти всё, что угодно. Споткнулся я только при предметной съёмке крупным планом в полном разрешении. Объектив GF 110мм F2 имеет ограниченное расстояние минимальной фокусировки, поэтому небольшие предметы во весь кадр на него не снимешь. В этом он также перекликается с полнокадровой 85кой. Но это уже детали.

В чём отличие среднего формата от полного кадра?

GFX 50S обладает сенсором 43.8×32.9мм, который по диагонали в 1.29 раза больше, чем полный кадр. По площади он больше на 70%. Кроп фактор к полному кадру обратный и составляет х0.79.  Чтобы получить эквивалентное фокусное расстояние, вам нужно умножить среднеформатное фокусное на 0.79. Например: 45мм х 0.79 = 35.5мм. Я специально проверял со штатива в сравнении со своим полнокадровым Canon R — да, так и выходит. Но есть одно «но» — среднеформатный сенсор имеет соотношение сторон 4:3, а полнокадровый — 3:2. Поэтому, когда сравниваешь кадры с эквивалентными фокусными расстояниями, полный кадр оказывается практически таким же по ширине, а вот средний формат получает дополнительный охват по вертикали.

средний формат против полного кадра fujifilm gfx 50s vs canon rХочу уточнить, что средним форматом считаются ВСЕ камеры, имеющие сенсоры больше, чем полный кадр. На плёнке это были размеры 6см на 4.5см и больше. Топовые цифровые среднеформатные камеры вроде Hasselblad P65 Plus или PhaseOne XF также могут похвастаться значительно большими сенсорами, чем у камер Fujifilm. Поэтому, некоторые неуважительно говорят про GFX, что это кропнутый и «ненастоящий» средний формат. Тем не менее, это по-прежнему среднеформатные камеры и самое главное — они доступны простым смертным без необходимости продавать свои квартиры.

Какой эффект даёт средний формат?

Сразу скажу, эффект не пропорционален стоимости. При переходе с кропа на полный кадр вы получаете больше, чем при смене полного кадра на средний формат. Суть апгрейда в том, что вы хотите максимума ЛЮБОЙ ценой. Примерно говоря, вы платите в 3 раза больше, чтобы получить прирост в 10%. Но никак иначе вы этот прирост не получите. В чём же состоит этот прирост?

  • увеличение динамического диапазона
  • улучшенная цветопередача
  • снижение соотношения сигнал/шум при любых ISO
  • более чистые высокие ISO
  • повышенная детализация и микроконтраст
  • меньше геометрических искажений на широких углах
  • буквально совершенная родная оптика
  • новые рабочие фокусные расстояния
  • возможность качественно снимать при f22.

Список вроде бы длинный, но очень специфический. При всех сравнениях с полным кадром разница была очень тонкой и «на грани». Следует учитывать, что моя камера выдаёт только 30мп и не является лидером в своём классе. Если сравнивать с Nikon D850, Z7, Canon 5DsR или, скажем, Sony A7R IV, то разница будет ощущаться ещё меньше. В первую очередь, конечно, по детализации.

Но есть некоторые фундаментальные вещи, ставящие средний формат в другую лигу.

  • Fujifilm GFX 50S/R опережает самый топовый полный кадр по динамическому диапазону примерно на 1.5 стопа. Это очень оценят пейзажные и интерьерные фотографы. На мой взгляд, именно средний формат выдаёт максимально приятную картинку без всякой обработки. Там не хочется тянуть тени или блики — всё уже на месте.
  • Никакой полный кадр не снимет при диафрагме f22. Законы физики никто не отменял — чем меньше матрица, тем ниже порог дифракции и наоборот. Съёмка при супер-закрытых диафрагмах актуальна предметным и интерьерным фотографам.
  • Качественная цветопередача и проработка полутонов — вещи, которые нельзя измерить. Существует огромное количество людей, кричащих о том, что их кропы и микра снимают не хуже полного кадра и что якобы никто не увидит разницы. Что уже говорить о разнице между ФФ и СФ…она есть, но кто способен её оценить и увидеть — это вопрос.полный кадр в сравнении со средним форматом
  • Средний формат GFX 50S при своих 50 мегапикселях имеет почти чистые ISO 12 800. Я бы не акцентировал на этом внимание, т.к. при использовании такой техники фотограф уже должен понимать, как снимать на низких ISO.
  • С матрицей большего размера вы будете в тех же условиях использовать большие фокусные расстояния. Объектив Fujifilm GF23mm f4 даёт то же поле зрения, что и полнокадровый 18мм. При съёмке интерьера на 23мм вы получите менее растянутые углы изображения, чем на 18мм. Но вот насколько именно? Я бы не сказал, что значительно. Разница в глаза не бросается. Её увидят только люди, тесно работающие с такими изображениями и способные подмечать мельчайшие нюансы в передаче перспективы. Оценить смогут только некоторые дизайнеры интерьеров и только некоторые узкоспециализированные фотографы недвижимости.микра 4/3 против среднего формата

Я лично провёл тестовые сравнения различных фокусных расстояний на матрицах различных размеров. На эту тему на моём youtube канале есть серия видео.

Честно, при таком сравнении бок о бок разница в глаза не бросается. Сразу видна разница в разрешении и размере фото. А вот всё остальное на поверхности не лежит: даже, если сравнивать средний формат не с полным кадром, а с кропом 1.5. Но, честно говоря, я не считаю такие сравнения «в лоб» правильными.
Чтобы составить своё мнение и сделать личные выводы, нужно просто брать камеру и много на неё снимать. Главное сравнение происходит между тем, что вы видите в реальности своими глазами и тем, что потом открываете на компьютере. Поэтому никакие обзоры из интернета не могут дать вам полной картины происходящего. Даже, если вы скачаете исходники и покрутите raw-файлы, этого мало. Нужно своими руками сделать фото, видеть реальность и видеть цифровое изображение. Только так создаётся правильное ощущение от возможностей камеры. И я от среднего формата GFX 50S в восторге.

Ещё интересные сравнения с топовыми полнокадровыми фотоаппаратами:

В следующей статье я поделюсь мнением, кому надо такое чудо, а кому — нет.

Важность сочетания цветов в кадре

Большое влияние на восприятие фотографии оказывает то, какие сочетания цветов присутствуют в кадре. Имеет значение эмоциональное воздействие не только отдельных красок, но и их комбинаций. Фотографическое изображение одного и того же предмета может восприниматься совершенно по-разному в зависимости от того, окрашен он в гармоничные или контрастные оттенки.

На самом деле цвет в кадре может быть представлен в самых разных сочетаниях. Даже для такой комбинации красок, которая на первый взгляд кажется кричащей и яркой, вполне можно представить ситуацию, когда она будет выглядеть уместной.

Говоря о гармоничности и контрасте, нужно учитывать, что это не субъективные понятия, зависящие от вкуса конкретного зрителя, а объективные характеристики. Для анализа сочетания цветов используют цветовой круг. Его изображение легко найти в пособии по любой художественной дисциплине. Также он применяется для выбора цветов во многих графических редакторах. С его помощью можно определить оттенок, который является дополнительным для каждого из цветов. В круге он будет находиться точно напротив. Сочетание двух оттенков, находящихся на противоположных концах диаметра цветового круга, производит впечатление наибольшего контраста.

цветовой круг

Цвет в кадре оказывает влияние на то, как воспринимается глубина снимка. Например, дополнительным для зеленого является красный. Следовательно, фотография с красным предметом на зеленом фоне будет казаться более объемной, чем с желтым или, тем более, синим.

Кроме того, холодные цвета воспринимаются как более отдаленные, а теплые — как выдвинутые вперед.

Поэтому снимок, на котором передний план окрашен в холодные цвета, а яркие оттенки желтого и красного используются в качестве фона, можно встретить крайне редко, так как он нарушает законы восприятия.

Если нужно, чтобы на переднем плане оказался объект, окрашенный в синий или зеленый, постарайтесь выбрать такой ракурс, чтобы фон для него оказался также холодного цвета, но менее яркий, приближающийся по цветности к серому. Желательно, чтобы контрастные цвета имели разную насыщенность или светлоту, например, за счет изменения освещенности, иначе их сочетание может «резать глаз». Сочетание темно-красного со светло-зеленым смотрится лучше, чем яркий красный рядом с ярким зеленым. Такие вещи особенно актуальны для постановочных съёмок, где вы сами выбираете цвет объектов в кадре. Например, для съёмок интервью.

Если вы хотите, чтобы снимок был выдержан в единой цветовой гамме, нужно подобрать цвета, относящиеся к одной четверти круга. Их называют родственными (например, красный, красно-оранжевый, желтый). Промежуточной степенью контрастности будет характеризоваться тот снимок, где цвет в кадре представлен родственно-контрастными оттенками (взятыми из соседних четвертей цветового круга). Эти варианты подойдут, если вы хотите передать спокойное впечатление, не выделяя резко какой-либо объект или элемент композиции.

Поломка объектива: как понять, в чем причина, и устранить неисправность

Чаще всего неисправности фотоаппаратов обусловлены сломавшимся объективом, который перестает выезжать и фотографировать. В некоторых случаях внешне все выглядит хорошо, но теряется фокус. Если у вас нет запасной оптики, то следует купить новый объектив, например подобрав быстрый займ на сервисе сравнения финансовых услуг, либо попытаться исправить ситуацию самостоятельно.

объективы на микро 4 3

Признаки неисправности объектива и причины этих неисправностей

Чаще всего с фотообъективом возникают следующие проблемы:

● Повреждение редуктора привода. При включении камеры слышны жужжание и треск шестеренок, но объектив не выезжает. Причина может заключаться в падении или ударе техники либо износе шестеренок.

● Сломался двигатель привода. Объектив не выезжает и при этом не слышно никаких звуков. Чаще всего это вызвано попаданием внутрь влаги, а механизм привода очень неустойчив к коррозии.

● Сломался датчик. При включении фотоаппарата объектив выезжает, но на экране появляется сообщение об ошибке.

● Неполадки с фокусировочным механизмом. Внешне фотоаппарат работает нормально, но съемка замедляется и на кадрах падает резкость.

Кроме перечисленных неисправностей, могут возникать проблемы с центральной платой, шлейфом и другими частями фотообъектива. Для того чтобы точно определить, чем вызвана поломка объектива, его желательно разобрать.

Как устранить неисправность

Первый шаг на этом пути — разбор объектива. Одной из самых распространенных причин поломки является попадание песка или другого мелкого мусора. В таком случае даже простая чистка поможет решить возникшую проблему. Она же будет эффективна и при выявлении коррозии компонентов. Если чистка не даст результата, придется заменить детали.

Проблемы с фокусировкой решаются с помощью смазывания фокусировочного механизма. Эта простая операция позволит вернуть скорость движения линзы на прежний уровень. Но перед тем как наносить новую смазку, удалите старую.

В случае с неисправностью датчика поможет только его замена на новый. При проблемах с редуктором и двигателем привода очень часто требуются новые детали вместо износившихся и сломанных.

Основная масса проблем с фотообъективом вызвана попаданием внутрь влаги, песка, пыли либо падением и ударом устройства. Простые поломки можно решить с помощью чистки, смазки, замены деталей. Однако в некоторых случаях объектив нельзя вернуть к жизни подобными методами и нужно покупать новый.

Обзор Nikon Z50

Сколько-то лет назад велись активные споры, кто круче — Canon или Nikon. Такие времена позади, т.к. игроки поменялись и сейчас уже больше говорят о Sony или Canon. Впрочем, Nikon тоже не стоит сбрасывать со счетов. В частности, их беззеркальные фотоаппараты среднего уровня.

Nikon Z50 — очень удачная, на мой взгляд, камера. Она обладает отличной эргономикой, поддерживает (через переходник) любые старые объективы Nikon. Надо уточнить, объективы с отверткой будут фотографировать без автофокуса. Впрочем, на эту камеру уже есть масса объективов беззеркальной Z-серии.

Я лично протестировал 2 недорогих китовых объектива: Nikkor Z DX 16-50mm F3.5-6.3 VR и Nikkor Z DX 50-250mm F4.5-6.3 VR. Оба объектива продемонстрировали отличную резкость. Раздражает необходимость механически выдвигать тубус объектива перед использованием. Этот же недостаток свойственен и оптике на полнокадровые Nikon Z6/Z7. Зато все они компактные, относительно лёгкие и пластиковые.

Ещё один недостаток — низкая светочувствительность системы автофокуса, всего -2EV. Это сильно отстаёт от современных стандартов. В своих тестах я не ощутил дискомфорта при фокусировке в темноте. Для этого в камере предусмотрена инфракрасная подсветка. У никонов она выглядит зелёной:)

Кстати, Nikon Z50 получила номинацию как лучшая продвинутая беззеркальная APS-C камера согласно рейтингу TIPA.

Примечание: эта камера пишет 4К видео со всего APS-C сенсора, без дополнительного кропа.

В своё подробном видео, я сравнил Nikon Z50 с Fujifilm X-T3. Правильно было бы сравнивать фотоаппараты одной ценовой категории — Nikon Z50 и Fuji X-T30. Но хочу вас заверить, что по качеству изображения X-T3 и X-T30 одинаковы, так что тесты полностью оправданны.

Как быть с аналогами от Canon? Лично мне, как заядлому кенонисту, цвет Canon нравится больше цвета от Nikon или Fuji. Я считаю это главным аргументом в пользу Canon. Что касается параметров, у аналогичных Canon (M6 Mark II, 90D) ниже рабочие ISO и пониже детализация. Зато отличная эргономика и полноценно-поворотные экраны, в отличии от Nikon или Fuji.

Об аналогах от Sony я не говорю, об этих камерах я написал тут.

Должен добавить, что при выборе фотоаппарата не стоит зацикливаться на том, что один аппарат якобы принципиально лучше снимает, чем другой. Всё оно плюс минус одинаковое, если вы смотрите на модели с одинаковыми размерами матриц и примерно одного времени выпуска (+/- 1 год). Так что смотрите, что вам тактильно и визуально больше нравится. На качество фото/видео больше влияет ваша грамотность и прямые руки, чем конкретная камера.

Ниже прикреплю галерею с внешним видом Nikon Z50 в сравнении с Fuji.

canon r5vs canon r6

Выход камер Canon EOS R5 и EOS R6

Компания Canon порадовала энтузиастов фотографии и видеографии выходом камер R5 и R6, что произошло 9 июля 2020 года. Камеры умеют буквально всё и превосходят на данный момент всех своих конкурентов. Кнопочки «сделать красиво», пока увы не найдено.

  • Обе камеры снимают 12 кадров/секунду с механическим затвором и 20 к/с с электронным. При этом работают автофокус и экспозиция.
  • Новые фотоаппараты оснащены системой фокусировки Dual Pixel 2. Выкидывайте камеры с первым дуал-пикселем, он уже неактуален.
  • R5 имеет большее разрешение для фотосъёмки — 45МП, в то время, как R6 только 20.1МП. Но зато у R6 максимальное ISO выше на 1 ступень.
  • Чувствительность автофокуса в темноте убедительная у обеих камер. У Canon R5 этот параметр составляет до -6EV, у R6 до -6.5EV и на данный момент это — мировой рекорд.
  • R6 весит 680гр, R5 — 738гр.

Эти модели порадуют фотографов, привыкших снимать на зеркалки. Обе камеры сохранили заднее колёсико и джойстик, столь привычные пользователям Canon 5D mark III/IV. Вы знали, что с английского слово «joystick» переводится как палочка удовольствия? Судя по гневным комментариям касательно отсутствия оной у Canon R, это действительно палочка удовольствия фотографа.

eos-r5-and-eos-r6Обе камеры оснащены поворотными экранами, но у R6 он чуть меньше.

  • Видоискатель R5 обладает частотой обновления 120fps и разрешением 5.76 миллионов точек, R6 — 60fps и 3.69 миллионов точек.
  • R5 умеет снимать 8К raw видео, а также 4К 120fps.
  • R6 умеет снимать 4К 60fps и FullHD 120fps.
  • Обе камеры обладают матричной стабилизацией, дающей стабилизацию до 8 ступеней. Это также является рекордом.
  • Обе камеры оснащены 2 слотами карт памяти. Но у R6 это 2 слота SD карт, а у R5 это SD и CFexpress.

Что сказать…Canon показал всем, кто тут лидер. Теперь крики про «технологичные» камеры Сони останутся в прошлом. Дело остаётся за малым — за деньгами. На момент выпуска Canon R5 обещают продавать примерно за 4000дол., а  R6 за 2500дол. Конкретная цена зависит от страны и жадности местных продавцов. Естественно, что на первых порах цены на новинки будут взвинчены, а потом — посмотрим.

Касательно этого видео, почему я его так озаглавил? Есть мир фотолюбителей, где только о параметрах камер и говорят, а есть коммерческая фотография и видеосъёмка. В мире бизнеса есть такое понятие, как ROI (return on investment), по-русски — доход от инвестиций.

Если смотреть на камеру с коммерческой (профессиональной) точки зрения, то вы должны посчитать, сколько денег принесёт вам эта инвестиция. Разбираясь в рынке фото/видео услуг, я могу ответственно заявить, что доход от инвестиции (ROI) в новые фото-игрушки = 0. Поэтому камеры с новыми параметрами и коммерческая деятельность не имеют ничего общего. А так, конечно игрушки очень крутые. Лучшее из всего, что есть на рынке…для любителей.

Обзор Canon R6

Обзор Canon R5