Архив рубрики: статьи для фотографов

Cтатьи с информацией для фотографов: выбор объективов, обзоры камер, советы — как что лучше снимать

Обзор фотоаппарата Canon m50

Впервые ко мне на обзор попала кропнутая беззеркалка Canon. В данном случае, это модель 2018 года — Canon EOS M50.

Немного об основных возможностях:

  • APS-C матрица 22,3 x 14,9 мм
  • CMOS сенсор на 24МП
  • автофокус Dual Pixel CMOS (в FullHD и фото)
  • фотосъёмка до 10 кадров/с
  • видеосъёмка 4К 24fps, FullHD 60fps, HD 120fps
  • вес 390 грамм

Корпус

Камера ощущается невесомой, компактной, но при этом удобно лежит в руке и удобно управляется. Поворотный сенсорный экран прям располагает к блоггерскому использованию. Видоискатель крошечный по размеру, цвета приятные. Посмотрев в него, я понял, почему актуальны модели m6 и m6 mark II — в такой камере приятней снимать по экрану и забыть про EVF. С другой стороны, у M50 гораздо лучше хват, чем у M6. В руке удобней лежит.

canon m50 спереди

Карта памяти в батарейном отсеке. Выхода на наушники нет. Порт USB 2.0, зарядку аккумулятора не поддерживает (ну и ладно). Ниже — фото М50 с неродным аккумулятором.

canon m50 снизу

Не понравилась заглушка для микрофона — она пластиковая и неудобно вытаскивается. Для сравнения, у Canon R они резиновые и более удобные.

canon m50 сбоку

Кстати, у камеры нет электронного затвора, несмотря на то, что это беззеркалка.

canon m50 сзади

Фотосъёмка на Canon m50

Я тестировал и сравнивал эту камеру на фоне старших братьев Canon EOS R (как более продвинутая модель от кенона) и Fujifilm X-T3 (как APS-C беззеркалка).

На базовых ISO m50 показывает очень высокую детализацию (даже с китовым объективом EF-M 15-45mm f3.5-6.3) и обладает хорошим динамическим диапазоном. Вы можете тянуть тени и экспозицию очень сильно и шума не будет, при условии, что не будете поднимать ISO. На значениях ISO 1000-2000 изображение хоть и теряет детализацию, но ещё по-прежнему смотрится нормально. А вот ISO 3200-6400 уже не совсем рабочие. Впрочем, я не люблю снимать при таких значениях ISO и на Canon R.

Если сравнить все три камеры бок о бок (что я сделал в видео, ссылка в конце обзора), то на базовых ISO они идут вровень, а вот при повышении значений светочувствительности матрицы всё становится на свои места — меньше всего шумит и даёт максимальную детализацию полнокадровая камера Canon EOS R, потом идёт X-T3 с APC-S датчиком с обратной засветкой и замыкает тест бюджетная кроп беззеркалка Canon m50.

Ещё одна особенность — у m50 не очень качественное шумоподавление при съёмке в JPG. Я сделал буквально один кадр при плохом освещении и ISO 6400 — картинка в JPG сильно теряет в деталях и выглядит плохо даже на экране фотоаппарата, не говоря уже о том, чтобы рассматривать её на мониторе. Если я тоже самое проделаю на Canon R в полнокадровом режиме, то там JPG из камеры на высоких ISO выглядит прилично и на 25600. Стоит ли таким в принципе заниматься — это вопрос к знатокам.

canon m50 сбоку спередиВидеосъёмка на Canon m50

По качествую видео, честно говоря, я ожидал гораздо худшего. Сколько я ни смотрел тестовых видео на Canon m50 и аналогичные кроп-камеры от кенон в интернете, все они выглядят мыльно. Я был твёрдо убеждён, что любые кропы Canon = мыльное FullHD и ещё более мыльное 4K. Тут ещё кстати вопрос в настройках резкости. О них я делал отдельное видео.

Я провёл тест, опять же, в сравнении со своими более продвинутыми моделями.Что выяснилось?

  • FullHD видео

Canon m50 оказалась на одном уровне с Canon R по детализации. Я не увидел разницы по резкости, как ни старался. Неприятный нюанс — сильно выраженный муар на m50 там, где его нет ни на R, ни на X-T3 (тесты в видео в конце обзора). X-T3 в FullHD немного опережает оба кенона. Но эта разница уже малозаметна.

В том же ценовом сегменте, что и Canon m50 находится Canon 800D. Про эту камеру я с уверенностью могу сказать, что FullHD там мыльное и современным требованиям уже не отвечает. Для меня было удивительно такое разительное отличие между, казалось бы, идентичными камерами. Кстати, 800D не снимает 4К вообще.

Кстати, m50 умеет писать 120fps при HD разрешении. Иногда это может быть весьма полезно. Качество, конечно, компромиссное.

  • 4К видео

Тут меня ждал ещё один сюрприз. Видео с Canon m50 оказалось более детализированным, чем на Canon EOS R и примерно на одном уровне с X-T3 по резкости. Но при этом тени у m50 шумят уже при ISO 200. Это легко объясняется, ведь m50 пишет 4К видео с кропом 1.6 от кроп-матрицы 1.6.

Если вы надеваете m50 на китовый объектив с минимальным фокусным расстоянием 15мм, то эквивалентное фокусное расстояние оказывается 38мм. Это огорчит желающих поснимать на широкий угол в высоком разрешении. Самый широкий EF-M объектив имеет фокусные расстояния 11-22мм. В 4К режиме полнокадровый эквивалент будет 28-57мм. Для пейзажей и тесных помещений так себе + низкая светосила оптики + шумы в тенях даже на базовых ISO. Зато тут есть приличное FullHD без кропа.

У Canon EOS R тоже есть кроп на видео. Но он отнюдь не столь критичен, ведь там идёт кроп 1.74 от полного кадра, а не с кроп матрицы. Если на Canon R надеть объектив EF-S 10-18mm f4-5.6 STM, вы получите угол зрения 17.4мм- 31мм, что вполне себе широко + Canon R даже в кроп режиме вменяемо шумит на видео. Я снимал даже на тёмную EF-S оптику в 4К при ISO 3200-6400 и результат был хорошим. Впрочем, Canon m50 — это камера явно не про репортажи.

Про автофокус

С автофокусом ситуация неоднозначная. В FullHD работает Dualpixel АФ и он рабочий. По скорости, конечно, уступает старшим камерам вроде Canon R, но в целом комфортный для любых задач. А вот в 4К режиме у m50 работает контрастный автофокус. При плохом освещении можно сказать, что его нет. При хорошем будет работать, если вы переключите тип фокусировки с АФ по лицам на АФ по зоне. Но даже при такой настройке нужно позаботиться о том, чтобы вы были хорошо подсвечены, а на фоне не было ярких световых пятен. На улице при хорошем свете даже работает АФ по лицам в 4К, но вот при съёмке блога в помещении я столкнулся с проблемами. Подробней расскажу в готовящемся видео про АФ на этой камере.

Установка спидбустера Viltrox не влияет на АФ в этой камере. Во всяком случае, я этого не ощутил.

Если во второй версии Canon m50 mark II сделают хороший автофокус в 4К, эта камера ощутимо выиграет.

Про цвет

Компания Canon знаменита отличной цветопередачей. От себя добавлю, плюс камер Canon — постоянство в этом вопросе. Какую бы вы камеру кенон ни купили, везде цвет будет приятным. Особенно это радует при съёмке людей. Именно в этом вопросе камеры других брендов хромают. Приятный цвет кожи доступен не всем, но лишь немногим (как говорит классик). Мне нравится снимать на Fuji пейзажи, предметку, да в принципе, — всё неодушевлённое. Но с людьми начинаются нюансы. Для камеры любительского сегмента танцы с бубном ни к чему, поэтому приятный цвет кожи из коробки — жирный плюс. Хотя на моём тестовом видео фуджи оказался даже симпатичней:)

Про оптику на системе EF-M

Особенностью кропнутых беззеркалок Canon является отдельный байонет — EF-M. Сюда нельзя просто так надеть объективы с байонетами EF или EF-S. Для этого понадобиться переходник. Бывают просто переходники, а бывают спидбустеры, имитирующие полный кадр.

Прелесть маленьких камер в том, чтобы они оставались маленькими! Я считаю, что не стоит туда одевать полнокадровые объективы. Сделаю мой личный хит-парад, что бы я купил для такой камеры в порядке личной полезности:

  • EF-M 22mm f/2 STM
  • EF-M 18-150mm f/3.5-6.3 IS STM
  • EF-M 32mm f/1.4 STM (или Sigma 30mm f/1.4 DC DN)
  • Samyang 12mm f2 (или EF-M 11-22mm f/4-5.6 IS STM)
  • Samyang 8mm fish-eye
  • Sigma EF-M 56mm f/1.4 DC DN Contemporaryобъективы на canon eos ef-m

Хочу обратить внимание, что стоимость EF-M оптики в среднем в 2 раза ниже, чем аналогичной на Fujifilm X-mount. И выбор обилен.

Кстати, Viltrox грозится начать выпуск своей весьма удачной серии 23mm f1.4, 33mm f1.4 и 56mm f1.4 и под байонет Canon EF-M. На данный момент они доступны только под Fujifilm.

Применение для Canon m50

Отличная камера для путешественников и блоггеров. Ничего не весит, хорошо снимает фото и видео. Главные минусы сводятся к съёмке при плохом освещении. Фотограф с этим может справиться за счёт штатива, а видеограф — за счёт светосильной оптики. Но репортажи в помещениях на тёмные зумы я бы на такую штуковину не снимал — далеко не каждая камера можете себе позволить такую роскошь.

canon m50 спередиВ целом, Canon m50 — крайне популярная блоггерская камера. Один из мировых лидеров в этой нише. Это неудивительно при наличии поворотного экрана, отличного автофокуса, простоты в управлении и — я забыл упомянуть — электронной стабилизации видео. Камера уверенно пишет видео с рук без штатива за счёт оптической стабилизации в китовом объективе плюс ещё и электронной стабилизации (если понадобится). Многие ноют по поводу матричного стаба, но поверьте, эта камера уже умеет писать видео без дрожания. А матричный стаб неслабо жрёт батарею и греет корпус, что для компактной камеры с маленьким аккумулятором будет просто катастрофой.

4к видео в m50 называют нерабочим из-за дополнительного кропа. Неприятно — согласен. Но применение всё же есть. Если вы блоггер и пишете видео за столом с дополнительным освещением, то эта модель вам подойдёт. При такой съёмке оптимальные фокусные расстояния 35-50мм (в полнокадровом эквиваленте). Несмотря на кроп в 4К, китовый объектив годится для такой цели. Дополнительный свет позволит вам снимать на низких ISO (это только так и снимается).

Обзор Canon m50 на моём youtube канале:

Более новая камера для блоггеров — смотрите обзор Nikon Z-fc

Обзор Canon EOS R5 — стоит ли того?

Наконец-то топовая на данный момент беззеркалка от Canon попала ко мне на первоначальный обзор, который я буду со временем дополнять.

Внешне

Корпус камеры идентичен R6, разве что ощущается чуть менее пластиковым. Мне сложно сказать, из чего сделаны внешние накладки, но металлическими они не ощущаются. Сам каркас внутри — из магниевого сплава. По весу чуть тяжелее Canon R (и чуть толще).

Со стороны экрана вы найдёте привычные для зеркалок Canon колёсики и кнопочки. Я знаю, этот момент чрезвычайно важен для людей, думающих о переходе с зеркалки на эту камеру. Хотя объективно управление Canon R очень хорошее. Отличие моделей R6 и R5 в том, что этими  камерами можно управлять в перчатках и одной рукой (за счёт джойстика). Canon R ориентирована на сенсорное управление и требует управления двумя руками.

Кстати, я наконец-то нашёл идеальную рукоятку для R5.

Про фото

Технические спецификации R5 уже есть везде, я не буду их повторять. Самое главное — она снимает фото с разрешением 45МП. Мне было интересно сравнить эту камеру с моей Canon R.

Я сделал экспорт файлов в JPG с обеих камер и попробовал поиграться с их размерами. Фото с Canon R я увеличил до 45МП, а с R5 уменьшил до 30МП. Было интересно привести их к одному знаменателю. При экспорте я добавил резкости. Вот что получилось:

тесты canon r5 vs r

тесты canon r5 vs r

тесты canon r5 vs r

Для этих фото на обе камеры я надел объектив Canon EF 85mm f1.8 USM. В комментариях к моему обзору люди сразу же начали писать, что этот объектив недостаточно крутой для такого фотоаппарата и не разрешает 45МП. На это у меня есть ответ. Советую посмотреть список рекомендованной оптики для 50-мегапиккельного Canon 5DsR. Вы найдёте там этот объектив. Другое дело, что компании нужно продавать новую RF оптику, поэтому этот список с официального сайта уже пропал, но его по-прежнему можно найти на просторах интернета.

оптика для 50МП

Вам необязательно тратится на самую дорогую и современную оптику, чтобы получить качественный результат. Моя позиция идёт в разрез с тем, что вы сейчас можете найти в других обзорах, но тем не менее, в этом и есть преимущество системы Canon — у вас огромный выбор качественных и недорогих объективов.

В общем, что касается тестов, я таки убедился, что Canon R5 выдаёт честные 45МП. Но для этого мне пришлось потратить некоторое время и порассматривать фото с приближением 200%. Это я к тому, что разница между 30МП на Canon R и 45МП на Canon R5 не так сильно ощутима. Когда я тестировал средне-форматные камеры, отличия бросались в глаза сразу же. Здесь — нет. И это же касается динамического диапазона, если сравнивать R и R5 — отличия не очевидны.

Про видео

Что касается видеосъёмки, R5 наконец-то даёт полнокадровое 4К без кропов. И даже 4К 60fps с полного кадра без каких-либо кропов. При этом, у вас есть 2 варианта, как записывать это 4К видео — в обычном качестве (сопоставимым с Canon R) или же с оверсэмплингом и сверхвысокой детализацией.

Первый вариант предпочтителен в плане надёжности и длительности работы — камера не будет перегреваться и добавлять ограничения на время записи. Видео повышенной чёткости же сильно расходует заряд аккумулятора, греет корпус и имеет лимит времени записи, после которого R5 нужно будет время, чтоб постоять и остыть. Ещё есть вариант писать с максимальной резкостью в 4К без перегрева, но в кроп-режиме.

Чуть не забыл, R5 умеет писать 8К видео и даже в RAW-формате. Да, детализация и возможности очень высокие.

Что мне понравилось в настройках видео, что камера способна писать 4К 60fps как в полнокадровом режиме, так и в кроп-режиме с кроп-оптикой. Это большое отличие от Canon R, где кроп-оптика по сути отменяет замедленную съёмку. Также приятным бонусом оказалась авто-экспозиция в log-профиле. Canon R снимает только с ручной экспозицией в логе.

Матричный стабилизатор работает очень эффективно на видео даже с фокусными расстояниями 40мм и 85мм. Но при этом очень ощутимо расходует аккумулятор и нагревает камеру.

Тест и обзор Canon 85mm f1.8 на Canon R5

Итого, что же купить?

Стоит ли брать Canon R5 или стоит посмотреть на R6 или R? Этот вопрос волнует многих. Компания Canon выпустила уже 3 полнокадровых беззеркалки и у людей есть из чего выбирать. Моё мнение — или R5 или R. Лично мне Canon EOS R6 не сильно понравилась.

Модель Canon R6 вышла довольно компромиссной, а стоит немало. Если вы уже тратитесь на новую топовую камеру, то покупайте вещь, где не обрезаны видеорежимы и не поскупились на разрешение фотографий — Canon R5.

Если вы считаете свои деньги и хотите удобную беззеркалку, которая качественно снимает видео и фото по приемлемой цене, то это Canon R. Она по-прежнему актуальна и годится для всего подряд.

Подробней смотрите в моём видеообзоре Canon R5:

Стрим после обзора с моими впечатлениями и негодованием.

Немного лирики

Время от времени меня спрашивают — а почему кенон не добавил 30 мегапикселей в Р6? А когда кенон выпустит среднюю модель между Р6 и Р5? а когда выйдет Canon R mark II?

Все эти вопросы объединяют непосредственность и непонимание основ маркетинга. Ответ на все вопросы — нет, нет, нет. Зачем компании подрезать свои же продукты выпуская более выгодную камеру? Существующая линейка специально так проектировалась, чтобы у вас были муки выбора, чтобы каждая камера находилась в своём сегменте. Никто не даст вам полнокадровое 4К 60, много мегапикселей на фото и отсутствие программных ограничений и ещё и за вменяемые деньги (цифру вписать самостоятельно). Задача компании — на вас заработать, а не сделать камеру, которая однозначно поставит крест на других моделях этой же компании.

Дата написания — ноябрь 2020

Для тех, кто себе хочет топовую гибридную камеру с упором на видео, уже вышла Canon R5c.

canon eos r6

Обзор Canon R6

Казалось бы не так давно я делал анонс Canon EOS R6/R5…и вот R6 уже побывала у меня на обзоре. За что, кстати, спасибо магазину abcphoto.com.ua, где эту камеру можно купить по адекватной цене.

Посмотреть, как выглядит эта штуковина и как она снимает можно в моём видео-обзоре:

Хочу предупредить людей, считающих, что для лучших фотографий нужно купить более новую и современную камеру, — ЭТО НЕ ТАК. Новая камера НЕ делает лучшие фотографии. С этого, наверно, стоит начинать обзор каждого фотоаппарата.

Людей так волнует, будут ли там более высокие рабочие ISO, нет ли там роллинг-шаттера и какой так динамический диапазон. Должен вас разочаровать — это всё не важно. Как полноценно рабочий фотоаппарат, на который можно делать какие-угодно красивые фотографии УЖЕ был давным давно выпущен Canon 5D mark III. Советую посмотреть интервью с человеком, снимающим шикарные студийные фото на третий марк.

R6 для фотографии

Другое дело, если вы отдаёте себе отчёт в том, что новый фотоаппарат — не про красивые фото, а чисто для вашего удобства. С такой позиции EOS R6 конкурирует с «давно» выпущенным EOS R. Мои тесты показали, что фотографии на Canon R более детализированные (что неудивительно при сравнении 20МП против 30МП).

Многие переживают, что автофокус DualPixel у Canon R хуже, чем Dualpixel 2 у Canon R6. Меня, честно, от такого бомбит. Когда выйдет следующая Canon R1 с условным Dualpixel 3, то уже и «старый» dualpixel в R6 будет не таким, как надо…Короче, Canon R отлично фокусируется и для подавляющего круга задач подходит идеально. Из минусов — на R снимать спорт некомфортно (но можно).

У новой R6 не ощущается лаг затвора, то есть после того, как вы сделали кадр, камера не подвисает, как это происходит с большинством беззеркалкок. Для съёмки быстро движущихся объектов это приятно, то есть она уже камера уже идёт вровень с зеркалками. Плюс здесь имеется супер-скоростная съёмка 12к/с на механическом затворе и 20к/с на электронном. Бесспорно, это приятно. Вопрос в том, нужна ли такая скорострельность лично вам и стоит ли она таких денег?  Есть значительно более дешёвые камеры с аналогичной скоростью съёмки.  У меня X-T3 обладает аналогичными скоростными параметрами, но лично я этим не пользуюсь. Но R6 при это ещё и снимает резкое 4К видео. Тут мы уже перемещаемся в другую плоскость.

R6 для видеосъёмки

Приятная новость, эта камера снимает резкое видео, к которому уже не подкопаться. Громкий вой сониводов по поводу мыльных кенонов на этой модели заканчивается. Видео обладает высокой детализацией как в FullHD, так и в .

Камера лишена режимов ALL-I с конским битрейтом и снимает только в IPB. Поверьте, вы от этого ничего не теряете. Сверх-битрейты это не про качество. Доказательство тому тот факт, что в сравнительных тестах на Canon R я снимал в ALL-I с максимальным битрейтом, а на R6 в IPB. Canon R это не спасло и видео выглядит чуть менее детализированным. Это не значит, что R плохо снимает видео, просто R6 даёт ещё большую детализацию.

Ложка дёгтя в том, что в режиме видеосъёмки производитель лишил вас возможности пользоваться полуавтоматическими режимами AV, TV. Доступны полностью автоматический режим и ручной. Надо сказать, это беда-печать. Сделано это прям как в Canon RP. Для камеры такого ценового диапазона это выглядит как плевок в пользователя. Так же, как и пластиковый корпус. По этому поводу, кстати, производитель пишет, что основа сделана из магниевого сплава (magnesium alloy). Видимо это так и есть, но вот снаружи он отделан пластиком и я это хорошо ощутил. Да, у вас теперь есть джойстик и 2 слота карт памяти — можете чувствовать себя профессионалом. Только вот сильно смущает то, что тактильно ощущается эта радость как Canon RP. Хотя по весу и хвату аналогична Canon R.

Итого

В общем и целом, у меня остались смешанные ощущения после обзора. С одной стороны, производитель дал много долгожданных технологических фишек (4К 60fps почти без кропа, убрали лаг затвора, дали джойстик и колёсико, малоэффективный матричный стаб, резкое видео). А с другой стороны, на данный момент эта штука стоит около 3000дол., но в руках вы ощущаете Canon RP. Убрать AV/TV в видео = спустить камеру в любительский сегмент. Видеографам это сильно не понравится. А фотографам всё бы ОК, но вот 20МП за такие деньги как-то грустно, при том, что вы можете купить Canon R значительно дешевле и получить 30МП с лучшей детализацией.

Мой вердикт — камера ни туда, ни сюда. Хотите идеальный баланс всего и вся — берите Canon R, хотите максимума — берите Canon R5. Модель R6 сильно переоценена и я бы на неё не смотрел. Будет достойна внимания при цене в районе 2000$ или меньше. Через год думаю, так и будет.

Дата написания: октябрь 2020

Смотрите предварительные спецификации Canon EOS R1

 

Обзор Nikon D780

Зеркальный фотоаппарат Nikon D780 нашумел в качестве гибридной камеры. Эта модель теоретически одинаково хорошо снимает как фото, так и видео. Во всех обзорах делают акцент на том, что он вобрал в себя преимущества Nikon Z6 и в то же время является удачным продолжением Nikon D750. Так ли это?

nikon d780

Как зеркальный фотоаппарат Nikon D780 мне понравился с некоторыми оговорками.

Начну с минусов

Во-первых, я отвык от зеркалок и уже более полутора лет снимаю только на беззеркалки. Поэтому оптический видоискатель с точками, сгруппированными вокруг центра мне уже был неудобен. В отличии от старших моделей вроде D850 или D6, точки здесь сгруппированы плотно по центру изображения. Я привык двигать точку фокусировки куда мне вздумается, здесь же в оптическом видоискателе вы ограничены центральной зоной. Да, у камеры есть 3D tracking и даже в оптическом видоискателе она может отслеживать объекты автоматически. Но это не сильно спасает, когда область фокусировки ограничена только центральной зоной.

Во-вторых, видоискатель ощутимо затемняет изображение. Этот момент в восприятии тоже связан с тем, что я привык к беззеркалкам, где картинка в видоискателе ещё ярче, чем реальность. Здесь же изображение ощутимо темнее, чем то, что вы видите своими глазами. Эффект как от тёмных очков. Я пользовался топовым репортажным объективом Nikon AF-S Nikkor 24-70mm f/2,8E ED VR. Яркость картинки в оптическом видоискателе на зеркалках сильно зависит от светосилы используемой оптики. В комбинации с данным объективом присутствовал эффект солнезащитных очков. Повторюсь, даже не в сравнении с беззеркалкой, а просто глядя перед собой без фотоаппарата и с фотоаппаратом, есть ощутимая разница.

По корпусу. Рукоятка нормальная, но с тяжёлым объективом, таким как 24-70 f2.8, её не хватает. Очень напрашивается батарейный блок. D850 в этом плане мне понравился больше, там сразу чувствуешь мощь крутой зеркалки. Покрутив в руках D780 и поснимав репортаж на эту камеру, я убедился в том, что это аналог Canon 6D mark II. То есть, средняя, не топовая зеркалка со свойственными своему сегменту ограничениями. На данный момент стоит эта штуковина почти как 5D mark IV, а не как 6D mark II.

Что понравилось?

  • Эргономика отличная. Хоть я и пользователь Canon, но немного поснимав на никоны, я уже в них сносно разбираюсь и могу если что брать такие камеры на съёмки. Это говорит о том, что человек, даже не знакомый с системой, сможет быстро разобраться, что к чему. Все главные функции вынесены на кнопки, расположенные удобно и там, где им и положено находится. Здесь нет необходимости как-то назначать кнопки и курить мануал, чтобы камера начала работать, как это происходит с камерами Сони и немного Fuji.
  • Цветопередача очень приятная и по моим ощущениям даже мало отличается от Canon. Я провел съёмку попеременно на Nikon D780 и Canon R и мне не нужно плясать с бубном, чтоб сводить с них цвет. После лёгкой цветокоррекции материал с обеих камер выглядит приятно и монолитно. Что касается цвета, также порадовал автоматический баланс белого. По моим ощущениям, он работал даже лучше и точнее, чем на Canon R. Я бы не сказал, что это критично что-то меняет, т.к. исправление этих погрешностей занимает секунды в Lightroom. Плюс в том, что если вам с какого-то репортажа надо быстро отдать фотки клиенту, вы можете их даже не править. Главное — умелая работа со вспышкой и попадание в экспозицию, это касается любой камеры.
  • Очень ёмкий аккумулятор. Производитель заявляет о 2200 кадрах на одном заряде при съёмке через оптический видоискатель. Я снял около 150 кадров в течении полутора часов и деление заряда батареи не изменилось.
  • Фазовый автофокус быстрый и точный. Были промахи, но скорее всего они случились по моей вине, т.к. я отвык от зеркалок.
  • RAW файлы тянуться ожидаемо хорошо. Но по этому параметру я бы не заморачивался. Люди сейчас так высматривают, а у кого же выше рабочие ISO, а у кого же больше динамический диапазон…и зря. Почему? Потому что ПРЯМЫЕ РУКИ ВАЖЕЕ ISO И ДД камеры. В репортажных условиях вы должны уметь быстро и грамотно снимать и это можно делать на ЛЮБУЮ КАМЕРУ. Если не умеете, вас никакая камера не спасёт. Даже Sony не спасёт. А если вам реально нужно предельно сильно вытянуть тени и пересветы (пейзажная, интерьерная, архитектурная фотография), то вы берёте штатив, делаете склейку по экспозиции и никакая самая крутая тушка с одного кадра не даст вам такого результата, как при брекетинге. Поэтому про ДД и ISO я не буду много писать, тесты есть в моём видео.

Касательно видеосъёмки

Nikon D780 нахваливают за автофокус и возможности, аналогичные Z6. У камеры выход по hdmi 10 бит log, у Z6 по hdmi можно писать raw-видео. У Nikon Z6 есть всеми нахваливаемый матричный стабилизатор, у D780 его нет. Но эти два момента я бы не записывал в существенные минусы. Ни одно, ни другое не заменяет прямые руки. А вот большой вес камеры и специфический выбор зеркалькой оптики — да, мешают. Объектив Nikkor 24-70mm f/2,8E ED VR меня неприятно удивил громко жужжащим автофокусом. Впоследствии, знакомые никонисты подтвердили, что для видеосъёмки лучше брать беззеркальные объективы. Получается, с тушкой всё ОК, а вот с оптикой — нет, не всё. По оптике камера по-прежнему заточена на фотографов (и отвёрточка на месте).

Автофокус на видео работает хорошо. Приятно удивила его плавность (то, чего нет у камер Fujifilm). Автоматика очень приятно переходит с одного объекта на другой, без раздражающих скачков. Фокус по глазам в моих тестах работал цепко и точно. Единственный нюанс, камере очень желательно подсказывать (тычком по экрану), где её надо фокусироваться. Автоматическое распознавание объектов происходит с запозданием (по сравнению с Canon R). При плохом освещении следящий автофокус в режиме liveview начинает тупить. При среднем и хорошем свете проблем с АФ нет.

Тушка весит немало и зеркальные объективы Nikon весят тоже немало и это накладывает ограничения на использование этой камеры для видеосъёмки. Если вы захотите поснимать на стедиками (а это ощутимо лучше съёмки с рук с матричными стабом), то вес D780 будет большим недостатком. По этой причине нельзя говорить, что это такая же камера для видео, как и Z6 — раз там добавили нормальный АФ в режиме liveview. Nikon D780 это по-прежнему немаленькая камера с немаленькой и малопригодной для видео оптикой. Nikon Z6 одеть на стедикам — просто сказка и родные объективы там лёгкие и компактные. Надо ж смотреть на систему в целом, а не на рекламу тушки по отдельности.

nikon d780 и беззеркалки

Я заговорил о Z6, поэтому добавлю пару слов о картинке. Люди массово заблуждаются, что чуть более новая камера даст им принципиально другое изображение (что фото, что видео). Я смотрел обзоры, где в мелочах ищут какие-то вообще неважные отличия (для реальных условий). Например, если вытянуть +/- 3 ступени экспозиции с Z6 и D780, то у D780 несколько меньшее искажение цвета…ну бредятина же. Не про цвет, а про то, ЗАЧЕМ эти заниматься? Во-первых, 3 ступени вы худо-бедно вытяните только при базовом ISO. Эти «умные» обзорщики забывают о том, что при повышении ISO динамический диапазон ощутимо падает и тянуть там резко становится нечего. Зато потом в том же обзоре вам рассказывают, что эта камера сносно снимает и почти не шумит при ISO 6400-12800. От такого меня бомбит. Им надо было бы объединить эти два теста и попробовать потянуть в редакторе те файлы при ISO 6400-12800…были бы очень неприятные сюрпризы. Но нет же, вам показывают только JPG файлы при ISO 12800. И то без приближения в разрешении видеоролика FullHD…аааа идиотизм. С таким успехом можно про любую камеру сказать, что она не шумит при ISO 12800. И старая и более слабая Canon 6D mark II при таком «тесте» вам покажет годную фотку на ISO 12800 в веб-разрешении. Короче, говорить, что Z6 или D780 лучше снимают нельзя. Одинаково они снимают. Красивая фотография получается от ПРЯМЫХ РУК, а не от новой камеры. Берёте штатив и ничего у вас не шумит на любую камеру. А фотографировать на ISO 6400-12800 — моветон и не надо этого делать ни на какую камеру. RAW файлы выходят просто никакие при таких настройках — на что угодно.

Так, меня чуть попустило…видео у D780 резкое, как и у Z6, как и у камер Sony или Fuji. Камеры Canon аналогичного ценового диапазона немного уступают в детализации (как в 4К, так и в FullHD). Но объективно — разница небольшая. Canon R и 5D mark IV уже научились снимать хорошее резкое видео, чего не скажешь о любых других фотоаппаратах Canon, которые стоят дешевле.

Итого

Стоит ли покупать Nikon D780? Я бы этот вопрос уточнил — а стоит ли вам брать именно зеркалку? Зачем она вам нужна? Как по мне, Nikon Z6 для большинства пользователей — более интересный вариант. Если прям хочется пушку-зеркалку, то я бы смотрел на нечто помощнее — вроде D850 или D4, D5, D6. Nikon D780 как гибридная тушка вполне удачна, вопросов к ней почти нет. Просто если вы хотите много снимать видео, зачем вам оптический видоискатель? Фотографировать с электронным видоискателем вполне себе можно и удобно. У Nikon Z6 очень качественный видоискатель (это же не шлак от сони) и я считаю эту камеру более годной для гибридного использования. Nikon D780 может понравиться людям, снимающим 80% фото и 20% видео. Если 50/50, то беззеркалка интересней. Ну а я остаюсь верным Canon R 🙂

Дата написания: октябрь 2020

Выбираем цифровые фотоаппараты для профессиональной и любительской съемки

Появление цифровых фотокамер избавило пользователей от проблем, которые возникали при работе с пленочными устройствами. Сегодня цифровые фотоаппараты, которые купить в Украине можно в любом специализированном интернет-магазине отличаются многообразием выбора и широким ценовым диапазоном.

Принцип работы и возможности современной фототехники

фотоаппарат цифровой

Пленочные фотокамеры практически вытеснили более современные и удобные в работе аналоги. К их поклонникам относятся профессионалы и любители, увлеченные съемкой. А отличаются от пленочных они фотоэлектрическим способом сохранения изображений. То есть, преобразователем света в данном случае служит не пленка, а матрица (электронная). Она осуществляет кодировку поступивших световых сигналов и далее отправляет их в графический процессор. После этого процессор осуществляет переработку полученных данных и уже в виде цифрового кода отправляет их в буферную память. Фактически все описанные этапы представляют собой процесс проявления фотопленки, но разница состоит в том, что фотокамера производит действия мгновенно и прямо внутри техники.

фотоаппарат

На качество полученных изображений влияет множество факторов и в первую очередь, модель самого прибора. Поэтому при покупке следует уделять внимание некоторым важным моментам:

  • матрице, которая считается самым главным элементом всей конструкции. Она отвечает за прием световых потоков, после чего осуществляет их преобразование в электронные сигналы, переводя таким образом оптическую картинку в цифровую. Покупателям стоит учитывать размер (чем больше, тем лучше будет качество фотографий), ее разрешение (показывает количество светочувствительных элементов, влияющих на детализацию изображений) и светочувствительность (определяет количество света, которое нужно для получения качественной картинки);
  • стабилизатор напряжения. Параметр отвечает за отсутствие смазанных фрагментов, которые способны появиться в процессе фотосъемки из-за работы в ночное время суток или с более длительной выдержкой. Стабилизатор может быть электронным (не гарантирует высокое качество изображений, поэтому применяется в бюджетных устройствах), оптическим (характеризуется более точными показателями, чем электронный вариант, но соответственно и более высокой стоимостью) и на основе сдвига матрицы.

Дополнительные критерии выбора качественной фототехники

фотоаппарат

Также немаловажную роль играет объектив. Оптическая система состоит из нескольких линз. Они бывают полимерными или стеклянными. Проходя через объектив, поток света преломляется и в устройстве фиксируется посредством матрицы. Она уже в последующем и формирует готовую картинку. Но от объектива напрямую зависит точность фото, поэтому необходимо обращать внимание на:

  • светосилу, которая показывает соотношение между освещенностью и яркостью снимаемой картинки. Чем выше будет показатель, тем больше будет стоимость фотоаппарата;
  • фокусное расстояние. Показывает расстояние от оптического центра до фокуса, в котором располагается матрица. От фокусного расстояния зависят размеры фотографий и угол обзора;
  • диафрагму, которая отвечает за регулирование светового потока. Причем в данном случае, чем меньше будет размер отверстия, тем больше окажется глубина резкости.

На выбор покупателям производители предлагают несколько разновидностей камер. Пользователи могут отдать предпочтение компактным, зеркальным или беззеркальным моделям на свое усмотрение. Любителям подойдут стандартные компактные фотоаппараты, которые отлично справляются с поставленными задачами и могут порадовать высококачественными снимками, сделать которые легко одним нажатием кнопки. Но для профессионалов такие устройства не подойдут. Для профессиональной съемки следует использовать зеркальные приборы, которые отличаются высоким качеством фотоснимков.