На сегодняшний день (конец 2020 года) компания Canon выпустила достойную линейку беззеркальных полнокадровых фотоаппаратов. На текущий момент это такие модели, как:
Люди, покупающие такую камеру впервые, задаются вопросом — какой же купить объектив на новую беззеркальную камеру.
При выборе объектива нужно опираться не на заверения производителя в крутости той или иной модели, а на то, что и где вы собираетесь снимать. Нужно отталкиваться от своих потребностей. Но тут возникает следующая проблема — люди без опыта обычно не знают, что и как они будут снимать. Поэтому нужен вариант на все случаи жизни. Так или иначе, нужно с чего-то начинать, чтобы потом уже точнее определиться, что именно вам понадобится.
Что бы я посоветовал как самый универсальный вариант?
Если у вас камера Canon R и выше, то однозначно не стоит брать RF 24-105 f4-7.1 STM. Этот объектив отлично смотрится на Canon RP и подойдёт нетребовательным фотолюбителям. Но если вы покупаете серьёзный полный кадр, то и к оптике должно быть соответствующее отношение.
Эти объективы позволят вам снимать где-угодно и как угодно. Большой диапазон фокусных расстояний у RF 24-105 будет комфортным и покроет огромный спектр задач как фотографа, так и видеографа. Полтинник RF 50mm f1.8 STM позволит снимать при слабом освещении даже без вспышки. Также с его помощью вы сможете делать поясные портреты с размытием заднего плана. Эта связка достаточна для практически любых задач.
Я рекомендую не докупать ничего больше, пока вы не почувствуете, что вам чего-то не хватает.
Можно обойтись и одним объективом. Это компактный стандартный объектив с очень удобным фокусным расстоянием, хорошей светосилой и оптической стабилизацией. На один такой объектив можно комфортно отснять всю свадьбу с утра до вечера, при чём, как фото, так и видео. Он действительно очень функциональный. Но у него нет зума — главный минус.
Святая троица профессиональных зумов уже доступна и на новом байонете! Ура, товарищи. В чём минус этого комбо?
Во-первых, стоимость.
В-вторых, вес. Это нелёгкие и немаленькие объективы.
В-третьих, наличие аналогов. Тоже самое на EF байонете будет стоить примерно в полтора раза меньше. По качеству вы едва ли отличите. Та же самая троица в последних версиях на EF байонете очень круто снимает. Кроме того, если вы так уж хотите абсолютного максимума, то я бы /как фотограф/ за эти деньги смотрел бы на средний формат.
Хочу предостеречь людей, думающих, что чем дороже оптика, тем красивее и круче фоточки — нет, это не так. Но если вам хочется и можется, то почему бы и нет)
Экономный набор:
Покупаете переходник Canon Mount Adapter EF-EOS R и используете любые EF объективы на вашей R/R6/R5 тушке. Ограничений нет. Качество тоже самое. Автофокус такой же отличный. Сколько я ни тестровал, EF оптика не хуже аналогичной RF. Но стоит дешевле и её завались на б/у рынке.
Бюджетный набор беззеркального полного кадра Canon R/R6/R5:
Лично мне очень нравится комбо: EF 40mm f2.8 STM + EF 85mm f1.8 USM. Это два очень лёгких и компактных объектива. Дают шикарную картинку. Можно снять что-угодно и этот набор влезает в очень небольшую сумку. Это комбо — просто плевок в сторону различных дорогих кропов Fujifilm APS-C или micro 4/3. Вы получаете объёмную полнокадровую картинку и не таскаете с собой много стекла. При чём за небольшие деньги.
В целом, я бы не рекомендовал новичкам бросаться в омут с головой и сразу накупать много оптики или покупать дорогие объективы. В этом нет смысла. Нужно сначала понять, какой тип съёмки вам по душе и какие ваши реальные потребности. В общем, с чего я и начинал эту статью.
Sony A7R II была первой камерой от Sony, с которой я плотно познакомился. До этого эти камеры я лишь держал в руках на выставках. A7R II у меня побывала дважды по примерно по неделе. Я сделал видео-обзоры, где рассказал всё, как есть. После этого открытый тест-драйв камер Sony в Украине для меня стал закрытым. Потому что в «профессиональных» обзорах не принято говорить о реальном положении дел. Принято только хвалить то, что вам дали на обзор.
Данная камера была выпущена в середине 2015 года. На сегодняшний день она уже устаревшая. Текущий спрос на эту модель может быть связан с такими факторами:
на барахолках можно купить относительно недорого;
вера в непревзойдённые матрицы от Sony;
вера в технологии Sony.
Характеристики Sony A7R II
полнокадровая матрица с обратной засветкой на 42.4МП
Проблема с камерами Sony в том, что люди опираются на параметры, которые им подставляет производитель. Но при этом никто их толком не анализирует и не проводит адекватные практические тесты. Какой обзор ни глянешь, там сразу сравнивают лоб в лоб две фотографии, и на этом основании объявляют победителя. Нюанс в том, что фотографию ещё нужно сделать, прежде, чем её сравнивать. Прежде, чем сделать фотографию, камеру нужно настроить. А вот с этим начинаются большие проблемы, когда мы берём в руки любой фотоаппарат от Sony.
Давайте по порядку
На этой камере действительно установлена мощная матрица. И по сей день её возможности впечатляют. Полнокадровая матрица на 42 мегапикселя с обратной засветкой выдаёт чистое изображение с высокой детализацией и высоким потенциалом по обработке в raw-формате. Вы можете очень хорошо вытягивать тени и пересветы из исходных файлов. Эти возможности будут по нраву пейзажным, архитектурным, предметным, студийным фотографам, которые никуда не спешат и не занимаются коммерцией.
Почему я упомянул про спешку и коммерцию?
Дело в том, что что-либо настроить в этой камере — это настоящий вызов для любого человека. Самые базовые функции спрятаны глубоко в меню. Кнопки на корпусе камеры ни о чём вам ни говорят. Вам нужно зайти в бесконечное меню и назначить их. Пока вы этого не сделаете, у вас в руках будет в буквальном смысле этого слова кирпич с кнопкой «спуск».
Самый банальный пример — вы не можете двигать точку фокусировки по умолчанию. Она просто находится по центру экрана и всё. Функцию сдвига точки фокусировки надо назначить. Это чем-то похоже на программирование. Но экран при этом несенсорный, а меню — повторюсь, но это важно — абсолютно недружелюбно к пользователю и создавалось инопланетянами.
Пока вы будете что-либо искать в меню, у вас разрядится батарея. В новых моделях от Sony батареи уже хорошие. Но у Sony A7R II батарея просто ни о чём.
Далее…про автофокус
Нормально работает он только при хорошем освещении. Светочувствительность фокуса в темноте до -2 EV это позорно даже для 2015 года. Камера Canon 5D mark III, выпущенная в 2012 году, обладает светочувствительностью АФ до — 3 EV. Небольшое отступление, у столь популярной Sony A7 III (выпущенной в 2018 году) чувствительность АФ увеличили аж до тех же — 3 EV, как и у 5D mark III 2012 года. Для сравнения, у Canon R (выпущенной в том же 2018 году) этот параметр составляет -5 EV (с оптикой f1.2 до -6 EV). Чувствуете разницу? Разница очень чувствуется, когда вы снимаете вечером на улице или же в тёмной студии с пилотным светом. Камеры Sony в таких условиях откровенно тупят.
Тест автофокуса Sony A7 III vs 5d mark IV vs R vs Nikon Z6
Про матричный стаб
Своей неземной внутрикамерной стабилизацией изображения компании Sony, Panasonic и Olympus просто взбудоражили ничего не понимающую в фотографии и видеосъёмке общественность. Людей так зацепила идея, что у них всё внезапно станет резким и чётким при съёмке с рук, что камеры без механизма сдвига сенсора стали подвергаться жесткой критике и презрению. Как это так в 20— году какая-то камера выпускается без стабилизации сенсора? Это — несовременная камера, она уступает конкурентам и прочая маркетинговая чушь. Ещё в дополнение к этому апологеты данной концепции любят закатывать глаза и вопить — а если совместить стабилизацию сенсора и оптическую в объективе, да вы вообще в космос улетите, это ж такое невероятное комбо «матричный стаб + оптический стаб». Уже с 2017 года меня эти заявления просто выводили из себя.
Итак, что из себя представляет стабилизатор изображения SteadyShot в Sony A7R II? Я его протестировал с родным сверх-широкоугольным объективом Sony FE 12-24 mm f/4 G. Медленную ходьбу эта штука не стабилизирует никак от слова вообще. Фото на 1/6 секунды идут со смазом. О чём дальше говорить? Результаты есть в моих видео. В чём причина такого провала? На сайте производителя указано, что 5-осевая стабилизация SteadyShot обеспечивает эффект компенсации экспозиции 4,5 шага. Звучит вроде как неплохо, если не анализировать и ни с чем не сравнивать. Возьмите практически любой объектив с оптической стабилизацией и вчитайтесь, сколько ступеней он компенсирует. Вы получите те же цифры — около 4-х ступеней. При этом надо ещё брать во внимание, какую камеру вы стабилизируете. Крепкий хват и хороший баланс объектива с камерой в руке — это уже стабилизация. Если камера в руке не лежит и объектив сильно перевешивает тушку — это будет только добавлять дрожания и смазов — что и происходит с камерой Sony. Поэтому по факту, удобная камера с хорошей оптической стабилизацией даст вам больше, чем неудобная с «современным» SteadyShot.
Про экран и видеоискатель
После того, как я потестировал этот прибор, кекст на сайте производителя меня просто убивает:
Видоискатель XGA OLED Tru-Finder точно передает каждый нюанс. Он имеет самый высокий в мире коэффициент увеличения, равный 0,78x, среди видоискателей, установленных в цифровых фотокамерах, и обеспечивает кристальную четкость, контрастность и цветовую глубину при предварительном просмотре.
Такого паршивого экрана и видоискателя я никогда в жизни не видел и не хочу больше видеть. При повышении ISO выше 400, они начинают так адски шуметь, что вы не можете там различить никаких деталей. Это похоже на то, как снимают камеры старых телефонов в темноте. Картинка, которую вы получите на компьютере будете качественной, не переживайте. Но во время съёмки, вы едва ли сможете увидеть, что вы снимаете. Экранчики сильно мерцают, не передают ни экспозицию, ни цвет. Вы по экрану/видоискателю не видите ни баланс белого, ни то, насколько корректно вы проэкспонировали кадр. Как с таким работать? Нормально — только с внешним монитором, а это уже совсем другая история.
Помимо неудовлетворительного качества, огромной проблемой является отсутствие сенсорного управления. Если бы в экран можно было бы тыкать, это бы сильно ускорило навигацию по бесконечному меню от Sony. Но увы…к сожалению и даже в более новой Sony A7 III экран не стал полноценно-сенсорным.
Итоги
Когда я пишу эту статью, я хочу предостеречь людей от необдуманной покупки. Недаром этих камер так много на барахолках. Они фактически нерабочие. Да, там есть хороший сенсор. Но не думайте, что это уникально только для сони. Такие же сенсоры стоят в зеркальных и беззеркальных камерах Nikon. У никонов с эргономикой всё в порядке, это очень достойные фотоаппараты в отличии от раздутых маркетингом Sony.
Возможности сенсора Sony A7R II действительно произвели на меня впечатление на фоне тогдашнего моего Canon 5D mark III. На фоне Canon R/R5 уже не впечатляет, но это более современные и дорогие камеры. Хочу уточнить, что если вам не хватает динамического диапазона на какой-либо фотографии, на ЛЮБОМ фотоаппарате можно сделать брекетинг по экспозиции и получить raw-файл с ЛЮБЫМ динамическим диапазоном. Было бы желание и прямые руки.
С фотоаппаратами Sony некоторые люди подвергаются заблуждению, что возможности матрицы дают им больше возможностей, как фотографам. Это не так. Косяки этих камер куда больше ограничивают возможности фотографа. Снимает не фотоаппарат, а человек. Главная задача фотоаппарата — быть удобным, надёжным и прогнозируемым. Это не про камеры Sony, даже не про более новые модели.
Об этой камере я уже записывал видео на своём канале. Она меня заинтересовала как апгрейд с моей X-T3.
Недавно мне представилась возможность коротко ознакомиться с этой моделью в действительности.
Что из себя представляет Fujifilm X-S10?
Камера оказалась не такой уж и лёгкой, как я ожидал. Она чуть легче Fuji X-T3, но не так чтоб это сильно ощущалось. Вес Fujifilm X-S10 — 465гр, это практически аналогично полнокадровой Canon RP — 485гр. Ниже на фото вы увидите X-S10 с объективом Fujifilm XF 56mm F1. 2, так вот он мне показался тяжеловатым для этой компактной камеры. Я уже так привык к Fujinon XC 15-45mm f3.5-5.6. Хоть он и компромиссный по резкости и светосиле, но я его обожаю за невесомость.
Как и у большинства современных фотоаппаратов, корпус сделан из магниевого сплава. Но в данном случае вы реально ощущаете в руках метал. Для сравнения, Canon R6 ощущается в руке как пластиковая игрушка (как и RP). Fujifilm X-S10 мне субъективно показалась куда более премиальной на ощупь, чем почти флагман в линейке полнокадровых беззеркалок Canon.
Рукоятка X-S10 ожидаемо удобная, хват глубокий. Но после X-T3 не хватает кнопок на корпусе. Видоискатель чуть поменьше, чем в моделях старшей линейки, но лучше, чем в X-T20/30. Это приятно. Не могу вспоминать о видоискателе в X-T20 без содроганий. Он был ужасен. Не столь паршивый, как в Sony A7 III, но близко к тому.
Сзади не хватает круговых кнопок вокруг кнопки menu. К этому можно привыкнуть, но по части кнопок, X-T3 конечно лучше. Сверху нет привычных ретро-дисков, столь характерных для камер Fujifilm. Зато экран поворотный. В общем, по корпусу привыкнуть надо, но ничего страшного.
В этой камере есть матричная стабилизация изображения. Но после тестов Fuji X-T4, на IBIS от Fujifilm уже не уповаю. В флагмане он откровенно слабый. Я нашёл в интернете фото, где видно, как выглядят стабы в различных моделях Fujifilm X-H1, X-T4 и X-S10. Очевидно, что от X-S10 чудес ждать не приходится в этом плане. Самый крутой стаб на рынке сейчас в Canon R5, но хочу вам сказать, он по-прежнему не заменяет ни стедикам, ни штатив (а также прямые руки).
Что касается качества изображения, я лично не вижу смысла тут подробно о чём-то писать. Я протестировал X-T4 против X-T3 и разницы не нашёл. X-S10 будет аналогичной. Это — лучшие кроп-камеры на рынке. Думаю, этим всё сказано. У них есть нюансы с выбором оптики — родная XF-линейка сильно переоценена и во многом устаревшая. Благо, есть новые фиксы от Viltrox, которые покрывают широкий круг задач.
Ещё одна новая и приятная фишка — видео со скоростью 240 кадров в секунду. В своём первоначальном обзоре я был приятно удивлён такой новацией. Ещё в анонсе X-T4 я был уверен, что наконец-то APS-C кропы подвинули микру 4/3 с пьедестала фотоаппаратов с лучшим слоумоушн и матричным стабом. Мой кредит доверия оказался чрезмерным. Качество 240fps на Fujifilm X-S10 и X-T4 оставляет желать лучшего. Это даже не fullhd, как это заявлено в спецификациях. По ощущениям сопоставимо с тем, как снимает моя GoPro 4 Black в 240fps 720p. Незачёт.
Тем не менее, я по-прежнему хочу себе эту камеру. Что меня останавливает — это вопрос о перегреве при съёмке видео. Я использую Fuji X-T3 для записи своих блогов. В среднем я пишу видео по 30минут, но нередко и дольше. Мне важно, чтобы камера не перегревалась при записи в 4К. Такие тесты я пока не делал, так что финальный вердикт откладывается.
Небольшая справка
Fujifilm X-S10 — это представитель новой промежуточной линейки от Fujifilm. Она находится примерно между X-T4 и X-T30. Младшие X-T20 и X-T30 к сожалению, не пригодны для длительной записи 4К видео. Во-первых, у них лимит 10 минут до следующего нажатия на кнопку REC — это неудобно. Во-вторых, они перегреваются при записи 4K и просто начинают отключаться.
Производитель уверяет, что в X-S10 установлена новая система охлаждения и она сможет писать дольше. Тут пока не проверишь — не поймёшь. Ведь со стабом и 240fps они тоже что-то заявляли…но лимит записи в 30 минут на X-S10 хотя бы вселяет надежды.
От объективов на байонете RF-mount люди ждут каких-то чудес. Уже не первый раз вижу такое отношение в комментариях на моём ютюб-канале. Честно говоря, я такого пиетета совершенно не ощущаю. Но с маркетингом бороться сложно…
Итак
Новый Canon RF 50mmm f1.8 STM в руках практически полностью аналогичен Canon EF 50mm f1.8 STM. Размеры и вес идентичные. Снаружи — пластиковый корпус с металлическим байонетом. Диаметр резьбы для светофильтров уменьшился с 49мм до 43мм. Хобот по-прежнему выезжает. Громкость автофокуса примерно такая же (я его не слышал). Кольцо фокусировки на новом RF 50mmm f1.8 STM перепрофилировано под мультифункциональное кольцо управления (свойственное всем RF объективам). По сути это такое же электронное кольцо, как и на EF 50mm f1.8 STM, но с пупырышками и теперь его можно программировать с вашей беззеркальной камеры.
Внутри находится новая оптическая схема. На этом этапе все затаили дыхание и ожидают чуда от нового копеечного пластикового фикс объектива с f1.8…
Должен вам признаться, чуда не случилось. Да, изображение на открытой стало меньше хроматить и исчезло характерное свечение на открытой, которой грешил старый полтос 50mm f1.8. Но резкость у обоих объективов очень приличная. В моих тестах не было ощущения, что новый RF 50mm f1.8 как-то принципиально превосходит старую модель, рассчитанную на зеркальные фотоаппараты.
Хочу уточнить, что оба полтинника я тестировал на Canon EOS R5. В 2020 году круче этого фотоаппарата только яйца. Оба объектива хорошо разрешают 45 мегапикселей на топовой беззеркальной камере. Естественно, для того, чтобы снимать на EF объектив на R5, я воспользовался адаптером Canon RF-EF, который у меня остался ещё с Canon R.
Лирическое отступление по поводу адаптера RF-EF
Благодаря моему youtube-каналу у меня есть возможность получать обратную связь и видеть, что думают люди о тех или иных новинках фото-техники. И я уже не первых раз встречаю такое заблуждение, что переходник для зеркальной оптики на беззеркальные фотоаппараты как-то ухудшает качество изображения. Вторая версия этой же мысли — зеркальные объективы хуже работают на беззеркальных фотоаппаратах.
Раньше я снимал на Canon 5D mark III и у меня осталось много EF-оптики. Сейчас у меня Canon R5 и всё та же оптика. Я тоже переживал, что старые EF объективы не смогут полноценно раскрыть возможности 45-мегапиксельной матрицы. Страхи оказались напрасными. Лидер моего хит-парада — это блинчик EF 40mm f2.8 STM, который даёт сумасшедшие по детализации фотографии на Canon R5. Это же касается и полтинника EF 50mm f1.8, который кстати при f8 даже опережает по резкости старшего собрата — EF 50mm f1.2L.
Canon RF 50mm f1.8 STM — хороший объектив для своих характеристик. И EF 50mm f1.8 STM — тоже хороший объектив. Наиболее существенное отличие между ними — отсутствие переходника при использовании на беззеркальных фотоаппаратах Canon. Повторюсь, переходник хуже не делает. Он просто занимает место и немного удлиняет конструкцию. В остальном же…если вы хотите принципиально другого изображения, вам нужно не искать разницу между RF и EF, а покупать объектив с бОльшей светосилой. Canon RF/EF 50mm f1.2L — это другая картинка. А выбор между полтинниками со светосилой f1.8 — вопрос увеличения бюджета или наличия адаптера.
Ниже смотрите можно обзор с примерами фотографий и тестами автофокуса и боке на бюджетных полтинниках 50mm f1.8:
Sigma 18-35mm f1.8 ART — резкий зум-объектив с постоянной светосилой f1.8 для кроп-камер.
Дальше давайте подумаем, что с этим делать. Весит он 810грамм, добавьте к этому ещё переходник для беззеркальных камер. Вы получите нечто, напоминающее телевик. При этом, зуммирует он не сильно. Это совсем не стандартные 18-55мм для кроп камер. Диапазон от 18мм до 35мм можно вполне заменить одним фикс-объективом на 23мм, что я всем настоятельно и рекомендую. Данный объектив не даёт вам ни преимуществ обычного зум-объектива (возможность комфортно снимать в одной точки), ни преимуществ фикс объективов (небольшие габариты и максимальная светосила). У этой сигмы нет оптического стабилизатора и вам будет проблематично её поставить на стедикам.
Ни туда, ни сюда. Но я знаю причину популярности таких объективов. Сигмы зарекомендовали себя как очень резкие объективы. И всё за этим гонятся. Но резкость, как и общее качество изображения, зависит первым и главным образом от освещения, а не от объектива или фотоаппарата.
Эх…берите компактный фикс или нормальный родной зум с большим диапазоном и оптической стабилизацией (вроде Fujifilm XF 18-55mm F2.8-4 OIS на Fuji или Canon EF-S 17-55 f2.8 IS на Canon) — такой мой вердикт. Или фикс 23мм f1.4, ведь по функционалу он будет делать тоже самое. А по цене сигмы 18-35 с переходником можно купить всю линейку вилтроксов 23мм, 35мм и 56мм — будет намного интересней.