Архив рубрики: статьи для фотографов

Cтатьи с информацией для фотографов: выбор объективов, обзоры камер, советы — как что лучше снимать

Canon EOS R5 vs Fujifilm GFX 50S

В теории эти камеры должны быть одинаковыми по динамическому диапазону на базовых значениях ISO. Подтверждение этому есть на задротском сайте photonstophotos.net. Мне было интересно проверить, так ли это и что выйдет из сравнения лучшего на 2020 год полного кадра — Canon EOS R5 — против относительно старого (2016 год) среднего формата — Fujifilm GFX 50S.

gfx 50s vs canon r5

Что там по детализации?

Если на полный кадр надеть самый топовый объектив, то разница в детализации будет минимальной, но тем не менее у среднего формата все равно остаётся преимущество в микроконтрасте. Большую часть теста я провёл на TS-E 24mm f3.5L на Canon, но я также сравнил фото с более совершенного TS-E 17mm f4L. На GFX 50S был установлен объектив Fuji GF 32-64mm F4 R LM WR, который демонстрирует идеальное качество изображения. Вообще, со средним форматом история такая, что надо пользоваться родной оптикой, чтобы его полностью раскрывать. Если на R5 я могу одеть блинчик EF 40mm f2.8 STM, то на среднем формате этот объектив хоть и даёт практически полное покрытие и высокую детализацию, но ощущения от фотографии не те. В целом детализация очень высокая на обеих камерах, но GFX50S как ни крути, но чуть чуть опережает камеру с меньшей матрицей.

Про динамический диапазон

Если просто сравнивать, как эти камеры вытягивают тени и пересветы, то первоначальный график верен и я склонен с ним согласиться. Динамический диапазон плюс мину похож в крайних значениях. Но это, если говорить именно о самых тёмных и самых ярких участках. Если же сравнивать полутона и тени — то есть средний участки — то у среднего формата опять же есть преимущество. Оно на уровне ощущений, но фотография с GFX 50S выглядит более мягкой и объёмной. Я пробовал достичь этот же эффект за счёт пост-обработки. Получается очень близко, но все равно не то. Так что, победа опять же за средним форматом.

Большая ли разница в качестве между R5 и GFX50S?

Нет. Различия, о которых я говорю, крайне малы. По совокупности характеристик R5 уходит далеко вперёд на фоне GFX50S. В плане качества фотографии отличия между ними очень тонкие. Средний формат GFX 50R/S будет интересен фотографу, который про кнопку съёмки видео даже слышать не хочет, но гонится за максимальным объёмом и детализацией в кадре.

При этом надо понимать, что средний формат обойдётся вам дороже, несмотря на плюс минус похожую стоимость тушек. На R5 совершенно не обязательно одевать топовую RF оптику, чтобы получить качественный результат. Существует масса качественных EF объективов. А вот для системы GFX родная среднеформатная оптика — непременное условие. Я выбрал функциональный полный кадр и не жалею об этом, но тоска по среднему формату всё же осталась…

Сами тесты можно посмотреть в этом видео:

Стоит ли покупать средний формат?

Обзор Sony A7C

Ранее я уже писал об этой камере. Теперь же она попала мне на обзор.

Новинка от Sony должна поражать своей компактностью при наличии большой полнокадровой матрицы.

Что из этого вышло?

Тушка действительно компактная и относительно нетяжёлая. Ниже можете ознакомиться с внешним видом Sony A7C.

 

Проблема состоит в двух вещах:

1) подбор полнокадровой оптики на компактную камеру с неудобным хватом.
2) как всегда у Сони —  эргономика.

Мне камера попала на обзор с двумя полнокадровыми теле-объективами (70-200mm f4 и 85mm f1.4). О компактности с такой оптикой можно забыть. К камере есть кит объектив Sony 24-60mm f3.5-5.6. Это — действительно разумное решение. Всё остальное на этой камере будет малоуместным.

Второй вопрос — качество видоискателя, экрана, корпуса и кнопок. В общем, как всегда, — стандартные болезни Сони. Sony A7C мне напомнила дешёвый любительский кроп, когда я её взял в руки. Кнопки расположены неудобно, управление откровенно хромает. В частности, мне неясно, зачем было убирать колесо под указательным пальцем…Видоискатель похож на что-то из серии Fujifilm X-T20 или Canon m50 — такой же крохотный и неудобный. Только это — полный кадр за 2000 дол. Мы ж верим в магию полного кадра, не так ли?)

Что с качеством изображения?

Когда заходит речь о камерах Sony, её адепты начинают кричать о «невероятной картинке» и крутой матрице, которая прощает сколько угодно кривые руки. Только возьми сони с крутой матрицей и больше ничего не надо. Ведь снимает матрица, а не фотограф, верно?

Так вот…я протестировал Sony A7C бок о бок с Canon EOS R. По фотографиям я увидел примерно тоже самое — динамический диапазон, ISO, шумы. Полный кадр ведёт себя +/- одинаково, что у Sony, что у Canon.

Видеотест я провёл на ISO 3200. 4К у сони — полнокадровое, у Canon R — с кропом. Изображение с A7C вышло менее шумным, но более замыленным в тенях. Я снимал в студии с одним источником света и снимал себя на разном расстоянии. Подходишь ближе — получаешь пересвет, отходишь дальше — получаешь плоское, шумное и недосвеченное изображение. Какой вывод после этого теста? Важно, как вы работаете с освещением, а не какая у вас матрица и камера. Вдали от источника света «картинка» на обе камеры выглядела паршиво.

Вывод

Думая о покупке камер Sony многие люди полагают, что эти девайсы подарят им неземное изображения за счёт крутости их камеры (матрица с обратной засветкой и прочая маркетинговая лабуда). Проблема в том, что это не так. Качественное изображение формирует свет и прямые руки фотографа/видеографа. От камеры требуется быть удобной и надёжной. К камерам Сони это не относится.

В качестве камеры для блоггера, я бы гораздо охотней советовал Fujifilm X-S10. При стоимости в 2 раза меньше, эта кроп-камера даёт очень хорошее видео. При этом вы можете пользоваться действительно компактной оптикой, а не обманывать себя с очередной недоделанной новинкой от сони.

Смотрите мой видео-обзор Sony A7C:

Также читайте про новый «флагман» — Sony A1

Fujifilm X-S10 или Canon 90D — что выбрать?

Эти камеры объединяет размер сенсора и стоимость. Далее идут отличия. 90D весит без объектива, но с батареей 700грамм, а Fujifilm X-S10 470грамм. Плюс, зеркалка от Кенона более громоздкая. Давайте систематизируем отличия и сходства между этими камерами.

Canon 90D Fujifilm X-S10
Вес 701г 465г
Матрица APS-C кроп 1.6 CMOS 32МП APS-C кроп 1.5 с обратной засветкой 26МП
Диапазон ISO ISO 100 — 25600 (расширяется до 51200)

терпимо снимает до ISO 1000

ISO 160 — 12800

терпимо снимает до ISO 5000

Экран поворотный 3 дюйма на 0.3 мегапикселя поворотный 3 дюйма на 0.3 мегапикселя
Скорость фотосъёмки 11к/с на механическом затворе 8к/с на механике и 20к/с на электронном
Разрешение видео 4K (UHD) — 3840 x 2160 30к/с

FullHD до 120к/с (120к/с без АФ)

4K (UHD + DCI) — 3840 x 2160, 4096 x 2160 30к/с

FullHD до 240fps (слоумоушн работает с автофокусом)

Батарея Canon LP-E6
около 2-х часов видео на 1 заряде или 1300 кадров
Fujifilm NP-W126-S
Около 45 минут видео на одном заряде или 325 кадров
Сказочный матричный стаб нету
есть
Log профиль нет (но можно поставить Technicolor Cinestyle)
есть
10 бит видео внутри камеры — нет, по HDMI —  неизвестно
внутри камеры — нет, по HDMI — да

Касательно экрана, он и там и там качественный. Цветопередача приятная. Из нюансов, у кенона удобней реализован механизм цифрового зума для фокусировки или просмотра отснятых фото. Также он приближает ближе, чем фуджи. Но камера Fujifilm X-S10 имеет цифровой видоискатель, что будет приятно видеографам и неприятно фотографам, желающим поснимать спорт.

canon 90d vs fujifilm x-s10

Камера от Fujifilm имеет своеобразное управление. К нему можно привыкнуть и адаптироваться, но интуитивно понятным я бы его не назвал. У Canon 90D всё просто и на своих местах. Кстати, экран у 90D полноценно сенсорный везде — и в режиме live-view и при навигации по меню. У камер Fujifilm экран при работе с меню не реагирует на прикосновения.

Если так сказать в целом, то Canon 90D проще и в ней меньше наворотов. У беззеркального фотоаппарата Fujifilm X-S10 есть куча настроек по записи звука, видео, таймкода и т.д. Из мелочей — на X-S10 можно ставить выдержку 1/48, а не только 1/50. Ситуация похожая на камеры Sony — у вас любительский фотоаппарат, но с претензиями на профессиональное видео. Он от этого профессиональным не становится, но вам есть, с чем поиграться.

Что будет важно для всех — рабочие ISO у Fujifilm X-S10, обладающей матрицей с обратной засветкой, ощутимо выше, чем у 90D с CMOS-матрицей и 32-мегапикселями на относительно небольшом сенсоре. Это касается как фото, так и видео.

У 90D нет лог профиля, у камер Fujifilm этого ценового сегмента он есть. Более того, X-T3 даже пишет внутрь камеры 10 бит и 4к 60fps. Это поможет новичкам ощутить себя киноделами. Но, чтобы это на что-то критично влияло, так нет.

Мне в 90D не нравится, что это зеркалка. Для съёмки видео это не совсем удобно. Громыхающий затвор для съёмки в live-view меня раздражает. В целом, на зеркалку снимать видео не так удобно, как на беззеркалку. С другой стороны, у 90D шикарная батарея, отличный автофокус и огромный парк недорогой оптики.

объективы fuji vs canon

Применение Canon 90D

90D будет, главным образом, актуальна для новичков. Камера простая в управлении, удобная и не создаёт у пользователя дополнительных вопросов. Главное в этой модели (как и у многих камер Canon) — это удобство. Для тех, кто сильно увлекается видеосъёмкой и хочет чего-то навороченного, эта модель не подойдёт.

Применение Fujifilm X-S10

Расскажу, почему я купил эту модель. Она удобна для съёмок блога в студийных/домашних условиях. Есть поворотный экран, рабочий автофокус. Я знаю, что могу выбрать подходящий фикс объектив из новой линейки Viltrox с f1.4. У камеры более резкое 4K видео по сравнению с 90D. У последней есть режим повышенной детализации, но с дополнительным кропом и перегревом. Мне это не подходит. X-S10 в моих тестах писала 2 часа видео (4 раза по 30 минут) и не перегрелась.

X-S10 более компактная и лёгкая. У неё выше рабочие ISO как по фото, так и по видео. К управлению я привык, но имея рядом беззеркалку от Canon, признаю преимущество в эргономике у последней. Мне, как опытному пользователю, камера от Fujifilm более интересна. Но я бы её не рекомендовал желающим поливать свадьбы и снимать что-попало. Я снимаю видеоблог с дополнительным освещением в помещениях (подключая камеру к розетке). В таких условиях X-S10 мне нравится больше.

Также читайте мой обзор Canon 90D против Canon R для видео.

линейка объективов viltrox для fujifilm

Обзор линейки объективов Viltrox 23mm f1.4, 33mm f1.4, 56mm f1.4, 85mm f1.8

Объективы Viltrox — разумная и удачная альтернатива родной оптике на кроп-системе Fujifilm X. Впрочем, они уже выпускаются и для Sony E-mount и на байонет Canon EF-M.

Ранее я уже делал обзор на Viltrox 23mm f1.4, счастливым обладателем которого и являюсь. Теперь же мне предоставили на обзор всю текущую линейку (по состоянию на 2020 год): 23мм f/1.4, 33мм f/1.4, 56мм f/1.4, 85мм f/1.8.

Качество конструктива

Все эти объективы имеют отличное качество сборки. Металлический корпус, все детали плотно собраны, ничего не болтается. Общие ощущения, что в руках держишь премиальную оптику. Физически эти объективы ощущаются дороже, чем они стоят. Модели 23, 33 и 56мм имеют металлические бленды и диаметр под светофильтры 52мм. Viltrox 85mm f1.8 отличается пластиковой блендой и диаметром под светофильтры 72мм.

Качество автофокуса

Данная линейка снабжена STM-моторами фокусировки. У меня нареканий к работе АФ не было. Он тихий и быстрый. Неродная оптика через переходник Fringer EF-FX II ведёт себя несколько хуже. Вилтроксы ведут себя как родные — даже лучше, чем многие из линейки Fujinon.

Качество изображения

Что касается качества получаемого изображения, то здесь всё не столь однозначно.

Плюсы

  • В целом, если просто снимать, а не придираться к каждому пикселю, то все фотографии на f1.4 ощущаются как резкие.
  • Боке приятное.
  • Объективы 56мм и 85мм уже с открытой равномерно резкие по центру и по краям.

Минусы

  • На открытых диафрагмах у всех объективов данной линейки присутствуют хроматические аберрации. Цвет: зелёный + фиолетовый.
  • Объективы 23мм и 33мм при f1.4 резкие по центру, но по краям  хорошая резкость достигается от f4.

Примеры фото на Viltrox 56mm f1.4

Внешний вид

Ниже я покажу, как эти объективы выглядят на тушке Fujifilm X-S10 и по отдельности. Обратите внимание на 2 варианта Viltrox 23mm f1.4 — более новые модели выпускаются с белой надписью, старые — с золотистыми буквами (по-бохатому). Одна из последних фото — сравнение пластикового байонета у Fujifilm XC 15-45 f3.5-5.6 с байонетом объектива Viltrox.

 

Итого

Наконец-то мы имеем целую линейку адекватных по стоимости и качеству объективов для кроп-фотоаппаратов Fujifilm. Они не только стильно выглядят, но и хорошо снимают. Не обошлось без недостатков в виде хроматических аберраций на открытых диафрагмах, что стоит иметь в виду. Родные объективы Fujinon, стоящие в среднем в 3 раза дороже, гораздо лучше справляются с ХА. Тем не менее, объективы Viltrox очень достойные и делают эту систему заманчивой для широкого круга фотолюбителей. Если же вы хотите максимума и не готовы мириться с нерезкостью по краям на открытой и вышеупомянутой хроматикой, то я бы советовал посмотреть на полный кадр.

Я убеждён, что кроп-система должна стоить и весить как кроп. То есть, не быть слишком дорогой и тяжёлой. Родная оптика Fujinon сильно переоценена и, по моему мнению, своих денег не стоит. По цене кроп-тушки Fujifilm с родными объективами с f1.4 можно приобрести начальный полный кадр вроде Canon RP и такие же по цене объективы Sigma ART. Для сильно увлекающегося фотографа такая связка будет значительно сильней, чем любые варианты на кропе. Но я могу сказать, что Fujifilm X-S10 с Вилтроксами меня вполне устраивает. Если закрыть диафрагму, детализация будет просто сумасшедшей. А на открытых диафрагмах края изображения всё равно редко бывают в фокусе.

Где купить эти объективы?

По слухам, в 2021 году мы должны увидеть Viltrox 13mm f1.4.

Про перегрев в Canon EOS R5

Только ленивый сейчас не пинает флагман от Canon за перегрев при записи видео. При этом, люди часто даже не хотят вникать, что и как там перегревается. Достаточно крикнуть где-то Р5 греется и всё.

Давайте разберёмся в ситуации.

В чём проблема?

В некоторых режимах (их меньшинство) видеозаписи Canon R5 после определённого времени записи (зависит от режима) показывает индикатор градусника, потом какое-то время снимает, после чего запись становится невозможной. Нужно подождать какое-то время, чтобы продолжить запись. По времени ожидания: примерно 10 минут подождали и 10 минут записали и так далее.

Когда перегревается Canon R5?

когда наступает перегрев в canon r5

При записи на SD карту перегрев наступает в 2 режимах:

  • полнокадровое видео 4K HQ (время непрерывной записи около 38 минут)
  • 8К видео (время непрерывной записи около 28 минут)

В данных режимах камера также очень интенсивно расходует аккумулятор. Нового родного Canon LP-E6NH хватает до 1 часа.

В каких режимах перегрев НЕ наступает?

когда НЕ наступает перегрев в canon r5

В перечисляемых ниже режимах вы можете писать часами интервью, концерты и что-угодно. Canon R5 не будет перегреваться и даже греться.

  • обычное полнокадровое 4K видео (без режима HQ)
  • 4К видео в кроп-режиме (по детализации аналогично режиму HQ)
  • FullHD видео в любых режимах

В этих режимах помимо отсутствия перегрева камера также способна работать долго на одном аккумуляторе. Я писал концерт на Canon R5 в 4К-кроп режиме и аккумулятора хватило примерно на 2 часа 10 минут.

Как ещё можно писать видео на Canon R5 без перегрева?

  • Вы можете уверенно стримить на R5 в абсолютно любых режимах. Суть стриминга в том, что камера не пишет видео на карту. Ваша камера только выдаёт видеосигнал по HDMI, записывать и обрабатывать данные будет компьютер.
  • Вы можете писать часами на внешний рекордер. Ситуация аналогична предыдущему пункту. При работе с внешним рекордером камера не записывает видео, она только выдаёт поток на HDMI. Canon R5 способна передавать видео по HDMI до 4К 60fps.

Таким образом, если перед вами стоит конкретная задача, вы сможете комфортно работать с этой камерой. Главное — понимать что, зачем и как вы будете записывать. Например, для записи клипов, вам едва ли понадобиться 38 минут непрерывной записи. При такой работе, вы пишете короткими отрезками, которые потом используются на монтаже. Так что перегрев не помешает для постановочных клипов. А для съёмки интервью можно обойтись без 8К или 4К HQ — есть режимы обычный полнокадровый 4К или 4К в кропе. При желании, можно записать интервью в 4K HQ на внешний рекордер. Кстати, длительная запись в 4К ещё упирается в размер карт памяти, так что рекордер может оказаться нелишним.

Дата написания: декабрь 2020

 

Обновление (июль 2022): прошивка 1.6 для Canon R5 теперь добавила возможность повышать температурный лимит. Это значит, что камера продолжает греться в вышеописанных режимах, но градусник не будет показываться и запись не будет останавливаться. Я протестировал запись в режиме 8К, 1 час записалось. Можно было и больше.