Архив рубрики: статьи для фотографов

Cтатьи с информацией для фотографов: выбор объективов, обзоры камер, советы — как что лучше снимать

PORTKEYS LH5P 5.5" 4K HDMI

Обзор накамерного монитора PORTKEYS LH5P 5.5″ 4K HDMI

PORTKEYS LH5P 5.5″ 4K HDMI — компактный накамерный монитор, обладающий следующими характеристиками:

  • возможность управления камерами Blackmagic, Canon, Sony, Panasonic и системами Follow-focus от Tilta
  • сенсорный FullHD (1920*1080) экран
  • поддерживает входной 4K сигнал, есть разъём для выхода 4К сигнала
  • корпус из анодированного алюминия, экран из закалённого стекла
  • заводская цветовая калибровка
  • возможность загружать любые Lut-файлы с USB флешки
  • приличная яркость 1700 NIT

PORTKEYS LH5P 5.5" 4K HDMI

В комплекте идёт кейс для транспортировки и кабели для управления камерами. В комплекте НЕ поставляются: HDMI кабель, батареи, адаптер питания для сети и крепление на камеру.

Видеообзор монитора Portkeys LH5P

sony rx0 ii

Sony RX0 II — однодюймовый недомерок

Краткий обзор любой камеры от Sony: камера — дно, зато сенсор большой. Вау, как круто — дайте две! Это же касается и Sony RX0 II.

Фишка очередной недокамеры от Sony в относительно большом сенсоре для компактной видеокамеры.

Sony RX0 II обладает сенсором с диагональю 1 дюйм. Это такой же размер, как и в их в своё время популярной Sony RX100. Обе камеры очень компактные и лёгкие. Но если RX100 — компактный фотоаппарат, то RX0 по габаритам относится к экшн-камерам (хоть ей и не является).

sony-rx0-ii-vs-sony-rx100-ii

Видите разницу в размерах устройств. При этом, размер матрицы и там и там 1 дюйм. Звучит круто, и на этом построен весь маркетинг вокруг этой модели. Но как всегда с убогими устройствами от Sony, возникает вопрос — а что с этим делать?

Давайте для начала разберёмся с общими характеристиками

  • Сенсор на 15,3 мегапикселя
  • Режимы записи 4К 30fps, FullHD до 120fps. И супер slowmo до 1000к/с, но в разрешении 800 на 270пикселей и длительностью около 4 секунд.
  • Объектив ZEISS® Tessar T* 24мм F4
  • Отворотный экран 1,5 дюйма
  • Классическое фирменное меню от Sony
  • Точечный АФ по глазам — только в фоторежиме
  • Возможность смягчения кожи Soft Skin Effect
  • 3.5мм вход для микрофона и выход microHDMI (видео на выходе 8 бит 4:2:2). Внутрикамерно 8бит 4:2:0.
  • Есть запись в S-Log2. Минимальное ISO 1000.
  • Водонепроницаемость до 10 метров под водой
  • Выдерживает до 200кг нагрузки

Для начала, почему Sony RX0 II — не экшн камера…и не блоггерская камера?

У этой камеры нет следящего автофокуса. Ничего себе, да? Выпускать за 700дол. устройство без базовой функции для любой видеокамеры — очень борзый шаг. Но Sony не впервые плюёт в своих покупателей, так что им не привыкать. Дело было, кстати в 2019 году. И мы говорим о второй версии RX0 II. Первая была в 2017 году. За два года автофокус в видеорежиме не смогли сделать. Прогресс, что сказать.

Есть следующие режимы для фокусировки: PF для съёмки 1 метр и далее и PF Near для съёмки на расстояниях 0,5-1 метр. Проблема в том, что расстояние 0,5-1 метр — это уже съёмка с селфипалкой, а не просто с рук. Или надо иметь очень длинные руки. Плюс, есть режим фокусировки на минимальной дистанции в 20см. Всё это надо переключать кнопкой.

Отсутствие автофокуса уже ставит крест на Sony RX0 II для блоггерского использования и как на экшн камере. Но это не конец истории…

Сенсорный экран — нет, не слышали. Диагональ экрана 1,5 дюйма. Качество экрана — днище полнейшее, классика для камер Sony. При съёмке в 4К нельзя поднимать яркость экрана, она находится на минимуме. Если у полнокадровых дорогих камер Sony есть большие проблемы с экранами, то здесь это просто насмешка над пользователем — уместить ужасное меню от сони на тёмном микроскопическом экранчике с диагональю 1,5 дюйма.

sony rx0 ii меню сони

В некоторых обзорах тот факт, что в мини-камеру засунули это отвратительное меню преподносится как невероятная крутость, ведь пользователю доступно огромное количество настроек. А меню профессиональное — от «взрослых» камер. Какую только чушь не несут в прилизанных обзорах. В том меню базовые функции настроить — адовая боль. Несенсорный микроэкран это только отягощает.

Фокусное расстояние 24мм и диафрагма f4

Фокусное расстояние и постоянная диафрагма у Sony RX0 II создают много неприятностей в различных направлениях.

f4 пропускает меньше света, чем f2.8 у конкурентной GoPro с меньшим сенсором. В итоге это практически выравнивает эти камеры по светочувствительности. Большая матрица с тёмным объективом против меньшей матрицы, но с более светлым объективом.

Фокусное расстояния 24мм сложнее по кадрированию, чем фишай у GoPro. На Sony RX0 II нужно больше следить за композицией и аккуратней строить кадрирование. Для этого у Sony RX0 II есть отвратительный миниатюрный экран, который практически не видно при солнечном освещении.

Фокусное расстояние 24мм вкупе с сенсором большим, чем у GoPro, подразумевает необходимость фокусировки. Но автофокуса нет. У гопро тоже нет АФ, но там вся картинка в гиперфокале за счёт фокусного расстояния и небольшой матрицы. Здесь же проблема создана, но не решена.

Диафрагма всегда f4 без изменений. Для сравнения, у GoPro диафрагма может закрываться. Если диафрагму нельзя закрывать, как снимать на ярком солнце для сохранения киношной выдержки 1/50? Надо цеплять ND-фильтры. Чтобы прицепить ND-фильтры, надо колхозить риг. И это возможно, конечно.

sony rx0 ii rig

Только мы начинали с того, что у нас супер-компактная камера весом 130гр со всевозможными защитами от всего и вся. Когда вы колхозите риг, это уже нельзя будет мочить и давить трактором. Да и с компактностью выходит так себе.

Кстати, батарея у Sony RXo II — полное дно. Время записи от аккумулятора: 1 час в FullHD, примерно 30 мин в 4К. Так что в риг нужно будет ещё запрячь взрослый аккумулятор Sony NP-F. Как это выглядит, можно посмотреть в обзоре от Kai.

Ещё к камере отдельно продаётся ручка за 80дол. Но это не стаб, а просто ручка/подставка с кнопками записи. Ручка соединяется с камерой посредством шнурка. Прощай влаго-ударо-защита. За те же 80 долларов я очень рекомендую вот этот карбоновый мини-штатив.

sony rx0_ii handgrip

Есть стабилизация электронная. Добавлена для галочки. На практике мало чем помогает. До GoPro ей как до неба. Ещё у Sony RX0 II есть стабилизация для  постобработке с использованием данных гироскопа. Стабилизация на посте доступна только в приложении в телефоне и экспорт производится только в 1080р.

При съёмке 4К видео камера имеет свойство перегреваться через 5-20 минут (по различным отзывам). При записи 4К видео невозможно управление со смартфона.

У Sony RX0 II в 4К есть дичайший роллинг-шаттер. Для блоггерской/экшн камеры это печаль-беда. Это ведь камера для съёмки с рук, а не для работы со штатива. В таких условиях роллинг-шаттер будет максимально проявляться. Но можно конечно писать в FullHD, проблем будет меньше.

S-Log2 также чисто для галочки. Из такого маленького сенсора не получить хорошего динамического диапазона, какие профили туда не вставляй. Минимальное ISO для S-Log2 у Sony RXo II составляет 1000. Шумов будет масса. Даже у APS-C кропов Sony Log профили нерабочие из-за шумов. Что уже говорить о камере с объективно крошечной матрицей.

Ради чего это всё?

Мы разобрали боли этой недокамеры, а теперь вопрос — для чего это всё терпеть? Ради «огромного» сенсора, конечно же. Давайте сопоставим его с другими устройствами, чтобы понять, насколько 1-дюймовый сенсор действительно «огромный».

Кроп-фактор от полного кадра 1х

  • 1 дюймовый сенсор 2.73x
  • микра 4/3 кроп фактор 2х
  • APS-C кроп фактор 1,5х

Хитрость в позиционировании. Всем рассказали, что там сенсор от Sony RX100, а это ведь как никак — фотоаппарат. А тут — маленькая экшн камера. Звучит круто, но это не так. Я не считаю Sony RX100 сколько нибудь стоящим фотоаппаратом. По большому счёту, о нормальном сенсоре можно говорить начиная с APS-C. Всё, что меньше — сильный компромисс. Особенно для фотографии.

Даже в лизоблюдских обзорах на Sony RX0 II невооружённым глазом можно увидеть выбитое небо и убогий динамический диапазон. Да, у GoPro возможности матрицы даже хуже, но она и не претендует на конкуренцию с фотоаппаратами. Самое главное, что GoPro — это действительно экшн-камера с простым управлением, хорошей стабилизацией, рабочими режимами Slow-Motion, 4К 60fps и приличной картинкой при хорошем освещении.

Sony RX0 II никак не выходит в другой сегмент по качеству изображения за счёт чуть большей однодюймовой матрицы. Ей по-прежнему нужно много света для хорошей картинки. А там ещё и тёмный объектив установили…

Кстати, ещё про смягчение кожи Soft Skin Effect. На матрицах с таким размером сенсора кожа и так представляет собой глиняное месиво без разграничения на полутона. Там нечего смягчать — и так каша. И эта фишка работает только в фоторежиме.

Продолжим сравнение по размеру матриц

Сенсор iPhone 12 1/2.55″ = 5,76мм на 4,29мм
Сенсор GoPro 1/2,3″ = 6,17мм на 4,55мм
Сенсор iPhone 13 1/1.7″ = 7.6 мм на 5.7 мм

1 дюймовый сенсор = 13,2мм на 8,8 мм

Сенсор микра 4/3 = 18 мм на 13,5мм
Кроп APS-C = 25,1мм на 16,7мм
Полный кадр = 36 мм на 24 мм

размеры сенсоров в фотоаппаратах

Как можно увидеть, 1-дюймовый сенсор выглядит просто огромным относительно сенсоров в камерах топовых смартфонов (которых ещё не было в 2019 году) и относительно сенсора в GoPro 8. Между прочим, в iPhone 13 всунули матрицу уже даже чуть большую, чем у GoPro.

Сенсор у GoPro имеет кроп-фактор от полного кадра 5,64х. Фокусное расстояние эквивалентное 16,5мм, диафрагма в эквиваленте по грип f15,8. Поэтому там нет нужды в автофокусе, там и так всё в грипе.

Если посмотреть на цифры, то дюймовый сенсор в камере выглядит даже конкурентно. Только по факту, это всё копание в песочнице. Нет там никакой принципиально крутой картинки за счёт того несчастного одного дюйма. Кстати, айфон 13 снимает лучше, чем RX0 II.

Разговор про 1-дюймовый сенсор в отдельной фото/видеокамере — это уже прошлое. Sony RX0 II была выпущена в 2019 году. Можно сказать, это был условный рубеж, когда такое ещё могло продаваться. Сейчас эту нишу занимают телефоны. За счёт вычислительных механизмов (HDR, искусственная бокешка и прочего) гораздо проще снимать тоже самое на телефон. А в качестве экшн-камеры есть GoPro.

Улучшения Sony RX0 II относительно первой Sony RX0

  • Может писать в себя 4К. Первая версия писала только FullHD, а 4К выдавала по HDMI.
  • У Sony RX0 минимальная дистанция фокусировки 50см, у RX0 II 20см.
  • Добавили поворотный экран.

В других обзорах

Рекомендую погуглить и почитать, что пишут об этом мусоре от Sony в других обзорах. Одни заголовки только чего стоят:

  • SONY RX0 II. УБИЙЦА GOPRO. ЛУЧШАЯ КАМЕРА ДЛЯ ВЛОГОВ
  • Камера для блогеров 4К Sony RX0 II
  • Обзор Sony RX0 II: профессиональная экшн-камера
  • SONY RX0 ii | ЛУЧШАЯ компактная камера TRAVEL 2019
  • Отличное качество, КАК ДЛЯ КОМПАКТНОЙ КАМЕРЫ.

Это всё читаешь и думаешь, как можно так нагло врать. Хватает же совести…

Некоторые на полном серьёзе делали обзоры «этого» в качестве фотоаппарата. Там даже RAW формат есть…без комментариев.

Это из той же серии, когда Canon PowerShot G7 X Mark III и G5 X Mark II называют полупрофессиональными компактными камерами. Компактные — да, но говорить о полупрофессиональных задачах — чушь полнейшая. Просто способ продавать нечто новичкам.

Сегодня люди или берут кроп/полный кадр или снимают на телефон. Время «дюймовочек» и убогой микры прошло.

А вот так выглядит Sony RX0 II в разобранном виде:

sony rx0 ii в разобранном виде

sony rx0 ii в разобранном виде

На этих кадрах стоит обратить внимание на пластиковый байонет, который углами закрывает часть матрицы. Технологичное и надёжное решение. Это — та самая камера Sony RX0 II, которую нахваливали за прочность и неубиваемость, ну и за «технологичность», само собой.

Что с сони нет так?

Этот обзор — наглядная демонстрация того, что с сони не так. Дорого продают нерабочее по функционалу устройство, а народ кушает рекламу и покупает. Вот и вся история. Но, чтобы это объяснить, нужно как следует покопаться в деталях. В них вся соль.

Сейчас точно так же продают Sony ZV-E10, а по сути — аналогичный мусор. Но матрица побольше. А ведь с матрицы всё и начиналось…

TTartisan 40mm f2.8 Macro

Макрообъектив для кроп-беззеркалок — TTartisan 40mm f2.8 Macro

Китайкая компания TTartisan (не путать с 7artisans, это различные бренды) радует своей оптикой. В этой заметке я упомяну о хорошем варианте для тех, кто хочет купить качественный и недорогой макро-объектив. Это — TTartisan 40mm f2.8.

Объектив выпускается на все современные байонеты, а именно:

  • TTartisan 40mm f2.8 MacroFujifilm X-mount
  • Canon EF-M
  • Nikon Z-mount
  • Canon RF
  • Sony E-mount
  • Микра 4/3
  • Leica L
  • Sigma L

Хоть TTartisan 40mm f2.8 Macro и можно установить на полнокадровые камеры, но покрывать он будет только кроп-матрицу.

Особенности

Минимальная дистанция фокусировки у данного объектива — 3 сантиментра, что позволяет снимать объекты при коэффициенте приближения 1:1. Это означает, что вы сможете фотографировать ооочень крупным планом. Стоит иметь ввиду, что при фокусном расстоянии 40мм камера с объективом будет располагаться практически вплотную к объекту съёмки, так что нужно постараться грамотно осветить сцену. В таких условиях хорошо помогают макро-вспышки.

макро вспышкаОбъектив имеет ручную систему фокусировки. Для макро-объектива это не проблема. Для макросъёмки даже с автофокусной оптикой предпочтительно выключать автофокус — так будет проще фокусироваться. Также для максимального удобства рекомендуется использовать штатив.

Вес 370гр — средний. Не тяжёлый, но и не лёгкий. Объективы ttartisan выполнены из метала и хорошо собраны.

Альтернативы

Для кроп-камер Fujifilm есть бесспорно хороший родной макро-объектив Fujifilm 80mm f/2.8 XF OIS R LM WR Macro. Но его стоимость для многих будет останавливающим фактором.

Для полнокадровых беззеркальных камер Canon относительно недавно вышел объектив Canon RF 85mm f2 Macro. Это хороший объектив, но он не имеет такого масштаба приближения, как герой обзора. Не говоря уже о его стоимости.

Похожий объектив выпускает ещё одна китайская фирма — Brightin Star 60mm F2.8 Macro 2:1. Коэффициент приближения 2 к 1 позволит снимать ещё крупнее, чем TTartisan 40mm f2.8. Расплата будет в весе, габаритах и стоимости объектива Brightin Star 60mm F2.8.

Итого

В целом, модель TTartisan 40mm f2.8 Macro я считаю оптимальным вариантом для фото-любителей в поиске первого макро-объектива.

Стоит упомянуть, что макро-объективы не очень годятся для портретной фотографии. Пользоваться конечно можно, но портретный объектив с похожим фокусным расстоянием даст ощутимо лучший результат. В этой категории я бы рекомендовал Viltrox 56mm f1.4.

Кстати, макрообъектив будет уместным для предметной фотосъёмки в лайткубе.

петличный микрофон boya by-m1

Петличный микрофон Boya BY-M1: дёшево и эффективно

Boya BY-M1 — очень распространённый петличный микрофон. И это непроста. Я сам длительное время пользовался такими микрофонами, у меня до сих пор лежит две таких Boya в полностью рабочем состоянии (хоть и с заменённой ветрозащитой).

В чём причины популярности петлички Boya BY-M1?

  • он стоит совсем недорого
  • микрофон даёт примлемый звук
  • длина шнура 6 метров

Boya BY-M1 популярен среди многих начинающих и продолжающих блоггеров. Бывает, смотрю чьё-то видео на ютюбе, и узнаю эту петличку на человеке (как внешне, так и по звучанию).

На самом деле, эта модель действительно удачная. Соотношение цена/качество оптимальное. Можете брать и не переживать. Но для полноты картины я всё же опишу его надостатки.

Недостатки Boya BY-M1

  • микрофон boya by-m1Это активный микрофон, он требует замены батареи. Мне хватало батарейки на 1-2 месяца. При том, что батарея стоит как 1/8 микрофона. Без батареи микрофон работать не будет. Никакой индикации заряда нет, то есть при разрядке батареи звук просто пропадёт, поэтому всегда нужно носить с собой запасные элементы питания.
  • Шнур длинный и не сильно качественный. При бережном обращении всё ок, но можно у этого микрофона можно легко поламать крепление штекера. И ещё защитные поролонки легко теряются.
  • При подключении напрямую в камеры Canon звук будет с шумами. Причина тут и в микрофоне и в фотоаппаратах Canon (Fuji, Sony тоже этим болеют), у которых откровенно слабый предусилитель. Если вы хотите получить хорошее качество звука с этим микрофоном, нужно подключать его не в гнездо фотоаппарата, а в аудио-рекордер. Например, Zoom F1. Впрочем, это касается практически любых микрофонов в связке с фотоаппаратами. Фотоаппараты, как правило, плохо пишут звук в себя. Нужен рекордер.

Альтернативы

Несколько более качественный звук вы получите с несколько более дорогими микрофонами. Я рекомендую:

Они дают несколько лучшее качество звука, но отличия очень тонкие. Поэтому, если разница в цене для вас ощутима, то можете брать микрофон Boya BY-M1 и тоже получите достойное звучание.

Подробнее я протестировал все эти микрофоны в своём видео:

Feelworld LUT 5 3000 NIT обзор

Обзор накамерного монитора Feelworld LUT 5 3000 NIT

Этот монитор меня поразил своей яркостью. 3000 нит — это вам не цацки пецки. Такой монитор вы можете смело брать с собой в яркий солнечный день, снимать на солнце в полдень, и все равно будете отчетливо видеть изображение. Он очень яркий. Даже ярче, чем экран в Canon EOS R5. Это меня удивило, ведь Canon снабжает свои камеры топовыми экранами как по яркости, так и по детализации.

Feelworld LUT 5 3000 NIT обладает 5-дюймовым сенсорным экраном с разрешением 1920 на 1200 пикселей. Естественно, поддерживает 4К вход по HDMI.

Кстати, в комментариях под моим обзором меня спрашивали — не перегреваются ли такие мониторы на солнце? Ответ — нет, т.к. там стоит система активного охлаждения. Ваш фотоаппарат перегреется намного раньше, чем такой монитор.

Комплектация выглядит следующим образом:

Feelworld LUT 5 3000 NIT набор

Монитор оставил положительные впечатления. Могу смело рекомендовать тем, кому нужен компактный накамерный монитор с высокой разрешающей способностью и отменной яркостью изображения для использования в любых условиях.

Купить Feelworld LUT 5 3000 NIT на AliExpress

Подробнее смотрите в моём обзоре:

Если вы работаете в студии, то рекомендую присмотреться к модели Feelworld F7 PRO. Он менее яркий, но имеет диагональ 7 дюймов, что для стационарных съёмок более удобно.