В моём пользовании оказался Canon EF 300mm f4L, выпущенный в 1991 году. Это версия БЕЗ стабилизатора изображения.
В 1997 году была выпущена версия Canon IMAGE STABILIZER EF 300mm f4L, то бишь с оптическим стабом (IS). Стабилизация компенсировала 2 ступени экспозиции. По отзывам, с EF 300mm f4L IS можно получить резкие кадры с рук при выдержках около 1/60.
Помимо стабилизатора, относительно более новый Canon EF 300mm f4L IS получил минимальную дистанцию фокусировки 1.5 метра, в то время как предыдущий Canon EF 300mm f4L может фокусироваться только с 2.5 метров. Коэффициент приближения 0.13x у EF 300mm f4L говорит о том, что крупно снимать мелкие объекты не выйдет. У версии со стабом EF 300mm f4L IS коэффициент приближения 0.24x, что конечно лучше, но все равно очень далеко от макро-оптики. К слову, у новых объективов Canon RF 600mm и 800mm f/11 IS STM тоже не очень с коэффициентом приближения 0.14x.
В данном обзоре пойдёт речь о более старом Canon EF 300mm f4L.
Внешне
Вес объектива 1165 грамм. Корпус металлический, белый, «профессиональный».
Мне по ощущениям объектив очень напомнил Canon EF 70-200mm f4L. Он чуть тяжелее, но не такой обременительный как Canon EF 70-200mm f2.8L или Canon EF 100-400mm f4.5-5.6L.
Бленда встроенная в объектив, выдвигается вручную. В комплекте идёт кольцо для крепления на штативную площадку.
На корпусе есть включатель/выключатель автофокусировки и ограничитель дистанции фокусировки от 2.5м или от 6м.
Про фокусировку
Фокусируется быстро, практически бесшумно.
Я пользовался объективом Canon EF 300mm f4L 1991 года выпуска на камере 2020 года Canon EOS R5. Совместимость отличная. Работают все коррекции изображения, автофокус очень хороший как на фото, так и на видео.
Надо сказать, что оптика вроде Canon EF 100-400mm f4.5-5.6L II или Canon RF 100-500mm f4.5-.7.1L будет фокусироваться ещё быстрее, но эта разница — уже больше в плоскости теоретической крутости и ваших личных ощущений. С позиции практических задач, на Canon EF 300mm f4L позволяет снимать спорт, животных и что-угодно. Промахи конечно могут иметь место быть, но с такими фокусными надо уметь работать. В данном случае, промахи будут виной фотографа, а не объектива.
Качество изображения
Мне объектив очень напомнил Canon EF 135mm f2L по картинке. Насыщенные сочные цвета, отличная детализация уже с открытой диафрагмы, плавнейшая бокешка, изображение получается очень объёмным. Для тех, кто снимал на 135mm f2L, думаю, всё будет понятно.
Резкость несколько улучшается с прикрытием диафрагмы, но не критично. Прикрывать диафрагму на Canon EF 300mm f4L вы будете скорее для управлением грипом, чем для улучшения качества изображения.
Относительно обычных зумов с такими фокусными, у 300mm f4L мне лично бросается в глаза равномерность и однородность изображения. Эффект достигается за счёт равномерной резкости, минимальной дисторсии и высоком уровне общего контраста картинки.
Виньетирование есть, но едва заметно.
Единственное отличие от 135mm f2L — у Canon EF 300mm f4L иногда может проявляться хроматика. 135ка с ней справляется лучше. Но хроматические аберрации у Canon EF 300mm f4L не столь выражены, как например у Canon EF 85mm f1.8 или Canon EF 14mm f2.8L II. Они легко корректируются в Lightroom. При съёмке в JPG или на видео камера исправляет их автоматически, R5 видит этот объектив и применяет к нему профиль со всевозможными коррекциями. Наличие аберраций на видео я увидел, когда попробовал поснимать видео в RAW формате на R5, ведь там коррекции не применяются.
*кстати, этот объектив покрывает средний формат от Fujifilm.
Сфера применения
С этим сложнее. Данный объектив с большой вероятностью будет пылиться на полочке. Фикс на 300мм — штука очень специфическая и ему ещё надо найти применение. Снимать портреты на такой объектив, конечно, можно, но я бы не советовал по ряду причин. Поэтому давайте пройдёмся по реальным задачам для фикса 300мм с диафрагмой f4.
- Спортивная фотосъёмка. Это я считаю первостепенная задача для такой оптики. Она позволяет с расстояния в десятки метров выхватывать объекты и делать на них акцент за счёт хорошего приближения и отделения от заднего плана. f4 на таком фокусном расстоянии очень прилично размывает фон. При чём, даже на ощутимых расстояниях, что полезно, если нужно снимать футбол или гоночные автомобили, например. При чём, на полном кадре, с натяжкой, но можно на него снимать даже в помещении.
- Пейзажная фотография. Оптически этот объектив отлично годится для такой цели. Я снимал панорамы при f10 и получал буквально попиксельную резкость. 45 мегапикселей на Canon R5 тут отлично раскрываются. Недостаток — в отличии зума. Панорамы/пейзажи гораздо комфортнее снимать на зум объективы вроде Canon EF 100-400mm f4.5-5.6L USM II или Canon EF 70-300mm f/4-5.6 IS USM L. Но зумы дороже и менее светосильные — так что выбирать вам.
- Фотосъёмка птиц и диких животных. Можно, но фокусного расстояния зачастую не хватает. Особенно, если вы хотите снимать мелких птичек. Там хочется что-то в районе 600-800мм. Это можно исправить теле-конвертером х2, но у этого подхода тоже есть нюансы и ограничения. Конкретно для птичек я бы больше советовал похожий Canon EF 400mm f5.6L или новые Canon RF 600/800mm f11 STM.
- Шпионская фотосъёмка. Он слишком большой и белый для этого:) Лучше использовать Canon EF-S 55-250mm f4.5-5.6 STM для таких задач.
Я на этот объектив поснимал: велоскейтеров, серфинг, соревнования по дзюдо, птиц (статично и в полёте), пейзажи. Везде он радовал. С макрокольцами можно получить очень хорошее макро. Но только с макрокольцами, без них про макро тут и думать не стоит.
Итого
За те деньги, за которые можно купить этот объектив на барахолках, это — просто находка. С позиции качества изображения он будет радовать и приятно удивлять. Куда большая проблема — найти применение такому объективу. Многие продают Canon EF 300mm f4L, т.к. эти объективы зачастую просто пылятся на полках.
В умелых руках и при наличии подходящего объекта для съёмки, данный объектив будет очень мощным инструментом.