В этой статье я хочу поговорить о вещах, которые можно было бы улучшить в Canon R и которые как-то негативно сказываются на использовании этой камеры. Хочу предупредить, что в большинстве случаев, эти нюансы неуникальны и также касаются других камер (зачастую даже в большей мере, чем здесь).
Я расскажу о реальных особенностях и недостатках, которые увидел спустя пару месяцев использования. Кроп в 4к и отсутствие матричного стаба к ним вообще не относятся.
Работа эл.видоискателя при фотосъёмке
Первое, что касается фотосъёмки. Я бы хотел, чтоб был режим имитирующий работу зеркалки в плане видоискателя и экрана. То есть — вы смотрите в видоискатель, фотографируете и видите сразу же отснятый кадр на экране. Здесь после нажатия на спуск предпросмотр фото включается в том месте, по которому вы строили кадр. То есть, если вы снимаете через видоискатель в Canon R (как и других БЗК), предпросмотр включается в самом видоискателе. При репортажной съёмке это вызывает неприятный лаг. Если снимаете по экрану, предпросмотр отображается на экране.
Существует 2 способа это исправить:
1) включить автоматическое переключение между экраном и видоискателем (камера реагирует на приближение глаза к глазку). Мне этот режим крайне неудобен. Я назначил отдельную кнопку для переключения EVF и экрана в ручном режиме.
2) для репортажной съёмки отключить предпросмотр фото во избежание лага видоискателя, но вы потеряете контроль за только что отснятыми кадрами в авто режиме.
Я привык всегда просматривать только что отснятые кадры на 5д марк3 и отказываться от этого не хочу. Это зависит от стиля работы фотографа. Я предпочитаю удалять неудачные кадры на месте. С Canon R наловчился просматривать их прямо в видоискателе. Но в идеале было бы внедрить полную имитацию зеркалки, когда видоискатель всегда работает не смотря ни на что, а экран используется для просмотра фото.
Смазы в темноте при фотосъёмке
Если вы снимаете в очень тёмных условиях (настолько тёмных, что вам самим плохо видно), то движения объектов в кадре, а также движения самой камеры, будут вызывать сильные смазы на изображении. При съёмке танцующих людей в ночном клубе они могут превращаться в кашу. Вы делаете кадр со вспышкой и всё красиво и резко, смотрите в видоискатель, а там каша:) Но в обычных помещениях это не проявляется. Более того, при нормальном свете этот видоискатель никак не искажает цвета на изображении. В других беззеркалках типа Fuji или Olympus картинка в видоискателе даже при хорошем свете сильно отличается от действительности. Я повторюсь, но камера в целом больше ощущается как зеркалка (что меня и сподвигло к её покупке).
По фотосъёмке, мне очень нравится возможность использования кропнутых EF-S объективов на этой тушке, но жаль что разрешение получается только 4200 на 2700 пикселей (около 11.5МП). Для репортажа этого достаточно, но программно кропать уже сложно.
Дальше…
Вы не можете одновременно включить экран и видоискатель. Насколько я знаю, этого в фотоаппаратах нигде нет. Но в видеокамере Canon C100 есть, что удобно при видеосъёмке. Также там вы можете во время съёмки видео пользоваться приближением картинки для наведения на резкость. В Canon EOS R вы можете приближать изображение для ручной фокусировки только до начала съёмки видео. Во время съёмки нет приближения, но работает фокус пикинг.
- Функция помощи при ручной фокусировки (я не о фокус пикинге, а о новых «усиках») работает только с автофокусными объективами при отключении в них автофокуса, что как бы бессмысленно. С полностью мануальными не работает. Пикинг работает всегда.
- Электронная стабилизация на видео работает только при электронном соединении с объективом. То есть, старые мануальные объективы не стабилизируются на видео на Canon EOS R. Надо попробовать с чиповаными объективами.
- Вы не можете менять тип автофокуса во время съёмки видео. Например, что переключиться с определения лиц на точечный автофокус, вам надо остановить съёмку.
- Здесь нет выдержек 1/24, 1/48 для видео. Так же, как и установки угла затвора в градусах вместо выдержки. Надо помнить, что Canon R позиционируется на 90% как фотоаппарат…
- Режим TV управляет диафрагмой в видеорежиме только с STM объективами (на С100 точно так же)
Ограничения при съёмке замедленного видео
Для slow-motion камера использует информацию со всего полнокадрового сенсора. Поэтому, если вы одеваете кроп-объектив, пропадает режим 120 fps, а 60 кадров в секунду вы сможете получить только при 720р. Для полноценных 1060р 60fps нужна только полнокадровая оптика. При этом запись 120fps ведётся без автофокуса, без звука и в режиме 720р. При 60fps всё отлично работает, в том числе и автофокус.
Про автофокус
- автофокус в 4к работает немного медленней и хуже, чем в 1080р. Но работает и в целом им можно пользоваться.
- Автофокус по глазам/лицам работает цепко при любом освещении, но лица выбирает хаотично. Вы можете коснуться лица на экране для отслеживания конкретного человека. Если он повернётся затылком, камера опять будет вести себя хаотично. Фокус по лицам хорош при работе с 1 человеком в кадре (касается всех камер). Но если у вас оптика с очень малым грип, лучше снимать по точке, т.к. часто фокус попадает на не тот глаз.
Про картинку на видео
На видео камера даёт сильный муар, несмотря на наличие АА фильтра. В камере сильный роллинг шаттер, но я бы не сказал, что это влияет на практику использования. Муар досаждает чаще.
Log профиль активируется только при полностью ручной экспозиции. Коррекция виньетирования и аберраций оптики отключается. Автофокус сохраняется. АвтоИсо не работает с лог профилем.
О назначаемых кнопках.
Выбор функций для назначения на кнопки ограничен. Например, режим переключения кропа на видео доступен только через меню. Было бы удобно его назначить на кнопку, что бы одним и тем же объективом пользоваться в 2 режимах. Но вы можете сконфигурировать отдельную вкладку меню с любыми функциями, чтобы они были там под рукой. Я этим воспользовался.
Из общего
Корпус Canon R ощущается менее крепким по сравнению с такими зеркалками как canon 5d mark III, IV. Эта модель, кстати, в отличии от марков позиционируется Кеноном как любительская. О долговечности можно будет судить спустя годы, пока полёт нормальный.
В корпусе нет разъёма для проводной синхронизации со студийными вспышками (вытекает из любительского позиционирования). Разъёмы для наушников, микрофона, hdmi, usb и внешнего пульта — само собой — присутствуют. Было бы смешно, если бы в такой камере не было выхода на наушники, как это любят делать все производители в начальных моделях.
Передача видео по wifi занимает много времени. Для пересылки видео и монтажа на ipad, я снимаю в режиме all-i, т.к. только в этом случае камера выдаёт файлы с контейнером .mov, читаемым девайсами apple. 15-минутное видео передаётся минут 40-50. Вариант решения — покупка мобильного кардридера.
При работе через wifi у вас нет ограничения на длительность и качество видео в отличии от других систем. Фуджи, например, файлы дольше 15 минут не отправляет через приложение. Передача фото по wifi у Canon R наверно лучшая из того, что я пробовал (Panasonic, Fuji, Sony). Вы можете высылать как raw, так и jpg, можете конвертировать их для отправки (что происходит быстро) и многое другое.
Почему тяжёлые EF объективы плохо балансируются с Canon R?
Во-первых, относительно лёгкая тушка.
Во-вторых, переходник RF-EF удлиняет объектив и создаёт эффект качели, то есть вес объектива ещё больше тянет его вперёд по сравнению с установкой такой же оптики в обычную зеркалку без переходника. Это — по сути единственный недостаток этого переходника, т.к. в остальном за его счёт фотоаппарат воспринимается как обычная полнокадровая зеркалка с EF байонетом. Любая EF или EF-S оптика идеально совместима с Canon EOS R, в том числе и неродная вроде Sigma ART, которые даже лучше ведёт себя по автофокусу на беззеркалках.
Для работы с тяжёлой оптикой (как и с любым другим фотоаппаратом) лучше приобрести батарейный блок. Только к этой модели они исключительно официальные по цене около 300$. На 5д марк3 я успешно 4 года снимал с неродной батарейной ручкой с ибея за 40$. Здесь пока альтернатив нет. Но с лёгкими объективами камера идеально лежит в руке и мне лично сложно представить себе более удобный аппарат, чем этот.
Тяжелые объективы у меня вызывают сложность с фокусировкой. В этой модели для репортажной съёмки наиболее удобным, по моему мнению, является выбор точки фокуса через экран — как тачпад. Вы смотрите в видоискатель и пальцем на выключенном экране нажимаете, где фокусироваться. Если объектив тяжёлый, мне лично это делать неудобно, т.к. я привык левой рукой поддерживать объектив, а правой держать корпус камеры за рукоятку. Здесь получается, что я правой держу камеру, а левой выбираю точку фокусировки. При тяжёлой оптике это вызывает перегруз на правое запястье. Но это касается а) объективов от 700грамм б) репортажа в) моего стиля работы. В Canon R есть масса возможностей настроить выбор точек фокусировки по-другому — не так, как привык снимать именно я.
Пока что, это всё. По мере обнаружения новых нюансов, буду добавлять их сюда.